Мистическое чувство в русской лирике
- Русская классика и XIX век
- Русская классика и Серебряный век
- Русская классика и XX век
- Между востоком и западом
- Русская классика сегодня
- Библиография
- Ссылки
- Поиск
- Абрамович Н. Я. (1)
- Аверинцев С. С. (1)
- Агеева Е. (1)
- Адамович Г. В. (3)
- Адрианов С. А. (2)
- Азадовский К. М. (1)
- Айхенвальд Ю. И. (5)
- Аксаков И. С. (4)
- Аксаков К. С. (3)
- Аксаков С. Т. (2)
- Ал. Лаврецкий (1)
- Алданов М. А. (1)
- Алекса Э. (1)
- Алексеев М. П. (2)
- Али-заде Э. (1)
- Алоэ С. (3)
- Амфитеатров А. В. (1)
- Ананьева С. В. (1)
- Анастасий, митр. (в миру — Грибановский А. А.) (1)
- Андерсен Э. (0)
- Андрей Белый (5)
- Анненков П. В. (1)
- Арагон Л. (1)
- Арсентьева Н. (2)
- Арсеньев К. К. (1)
- Архимандрит Антоний (3)
- Архимандрит Киприан (Керн) (1)
- Архимандрит Феодор (1)
- Аскольдов С. А. (1)
- Ауэр А. П. (1)
- Афанасьева Э. (1)
- Ахундова И. (1)
- Ашимбаева Н. Т. (1)
- Баженов Н. Н. (1)
- Байрамова А. М. (1)
- Бахтин Н. М. (1)
- Белецкий А. И. (1)
- Белинский В. Г. (4)
- Белов С. В. (2)
- Белопольский В. (1)
- Бельтран Альмерия Л. (1)
- Беляева И. А. (1)
- Бем А. Л. (3)
- Бердяев Н. А. (8)
- Бержайте Д. (2)
- Бестужев А. А. (1)
- Бицилли П. М. (5)
- Блудова А. Д. (1)
- Богданов К. А. (1)
- Богданова О. И. (1)
- Божович З. (1)
- Большаков В. (1)
- Борисов Ю. Н. (1)
- Борн Р. (2)
- Бочаров С. Г. (1)
- Брумфилд У. (1)
- Брюсов В. Я. (1)
- Бубеникова М. (2)
- Бузина Т. В. (1)
- Букчин С. В. (1)
- Буланов А. М. (1)
- Булгаков С. Н. (5)
- Булгарин Ф. В. (1)
- Бунаков Н. Ф. (1)
- Буренин В. П. (1)
- Бурнашев В. П. (2)
- Вайль П. Л. (1)
- Введенский А. И. (1)
- Вейдле В. В. (8)
- Велчев В. (0)
- Вер-Джонс Д. (1)
- Вигель Ф. Ф. (1)
- Виноградова С. М. (1)
- Владив-Гловер С. (2)
- Волконский С. М. (1)
- Володина Н. В. (1)
- Волошин М. А. (1)
- Волынский А. Л. (1)
- Вольперт Л. И. (1)
- Вульф В. (1)
- Вышеславцев Б. П. (1)
- Вяземский П. А. (5)
- Габдуллина В. И. (1)
- Гальперина Г. (1)
- Гачев Г. Д. (2)
- Гей Н. К. (1)
- Герик Х.-Ю. (1)
- Герцен А. И. (3)
- Герцо-Виноградский С. Т. (1)
- Гершензон М. О. (3)
- Гессе Г. (2)
- Гессен С. И. (4)
- Гиппиус В. В. (1)
- Гиршман М. М. (1)
- Гоголь Н. В. (3)
- Гомиде Б. Б. (2)
- Гончаров С. А. (1)
- Горнфельд А. Г. (1)
- Григорьев А. А. (2)
- Григорьева Л. Г. (2)
- Громов М.Д. (1)
- Гроссман Л. П. (1)
- Грот Н. Я. (1)
- Гудзий Н. Н. (1)
- Гурвич-Лищинер С. Д. (1)
- Гюрчинов М. (1)
- Данилевский Р. Ю. (1)
- Дауговиш С. (1)
- Дашков Д. В. (1)
- Де Лазари А. (1)
- Денисюк Н. Ф. (1)
- Деркачев И. П. (1)
- Дж. Даглас Клейтон (1)
- Джеймс Г. (1)
- Джон Говард Лоусон (1)
- Димитров Э. (1)
- Дмитренко С. Ф. (3)
- Дмитриев М. А. (3)
- До Хай Фонг (2)
- Добролюбов Н. А. (2)
- Долинина А. А. (1)
- Достоевский Ф. М. (37)
- Дружинин А. В. (2)
- Дрыжакова Е. Н. (1)
- Дудкин В. В. (1)
- Дудышкин С. С. (1)
- Дунаев М.М. (1)
- Душечкина Е. В. (1)
- Дюкин С. Г. (1)
- Евлампиев И. И. (1)
- Ельницкая Л. М. (1)
- Ершов А. Л. (1)
- Есаулов И.А. (23)
- Ефимов А. И. (1)
- Ефимов В. В. (1)
- Жан-Ришар Блок (1)
- Жуковский В. А. (1)
- Журавлева А. И. (1)
- Зайцев Б. К. (4)
- Зайцев К. И. (1)
- Закржевский А. К. (2)
- Зандер Л. А. (1)
- Захаров В. Н. (4)
- Захарова О. В. (1)
- Зверев А. М. (1)
- Зеньковский В. В. (6)
- Зобнин Ю. В. (1)
- Зохраб И. (1)
- Зыкова Г. В. (1)
- Иванов В. И. (4)
- Иванов-Разумник Р. В. (4)
- Игнатий (1)
- Игорь Северянин (1)
- Ильин В. Н. (6)
- Ильин И. А. (3)
- Исупов К. Г. (1)
- Кавелин К. Д. (1)
- Камю А. (1)
- Карамзин Н. М. (2)
- Карсавин Л. П. (2)
- Карташев А. В. (1)
- Касаткин А. А. (1)
- Катаев В. Б. (1)
- Като Дзюнко (1)
- Каутман Ф. (1)
- Кибальник С. А. (1)
- Кизеветтер А. А. (1)
- Киносита Тойофуса (2)
- Киреевский И. В. (1)
- Киселева М. В. (1)
- Ключевский В. О. (1)
- Кобаяси Гинга (1)
- Ковач А. (2)
- Коган П. С. (1)
- Кожинов В. В. (1)
- Комиссаров Д. С. (1)
- Кондаков И. В. (1)
- Коневской И. (1)
- Кормачев В. Н. (0)
- Кошелев А. И. (5)
- Кошелев В. А. (1)
- Кранихфельд В. П. (1)
- Кривенко С. Н. (1)
- Криницын А. Б. (1)
- Кроо Каталин (2)
- Кузнецова А. Б. (1)
- Кузнецова И. (1)
- Кузьменко Е. (1)
- Кулерму А. (1)
- Кулешов В. И. (1)
- Кулешова Е. (1)
- Куманова А. (0)
- Купреянова Е. Н. (1)
- Кюхельбекер В. К. (2)
- Ландау Г. А. (1)
- Лану А. (1)
- Лев Шестов (6)
- Левин Ю. Д. (1)
- Леонтьев К. Н. (1)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лийса Бюклинг (1)
- Лифшиц М. А. (1)
- Лихачев Д. С. (1)
- Ломунов К. Н. (1)
- Лондон Д. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лотман Ю. М. (2)
- Луначарский А. В. (1)
- Луцевич Л. (1)
- Львов Л. И. (1)
- Львов-Рогачевский В. Л. (1)
- Львова И. В. (2)
- Лясковский А. И. (2)
- Мазель Р. О. (1)
- Майков А. Н. (1)
- Маклаков В. А. (1)
- Максвелла Д. (0)
- Манн Т. (1)
- Мария Рев (1)
- Марков Е. Л. (1)
- Мартьянова С. А. (1)
- Матгаузер З. (1)
- Матяш Н. А. (0)
- Машкова А. Г. (0)
- Мейер Г. А. (2)
- Мелихов А. (1)
- Меньшиков М. О. (2)
- Мережковский Д. С. (13)
- Мерзляков А. Ф. (1)
- Мильдон В. И. (1)
- Милюков А. П. (1)
- Минский Н. М. (2)
- Миркина З. А. (1)
- Миронов В. Н. (1)
- Митрополит Антоний (1)
- Михайловский Н. К. (1)
- Могильный О. Т. (0)
- Мокряк Л. (1)
- Морильяс Ж. (1)
- Морозова Т. Л. (1)
- Мотылева Т. Л. (2)
- Мочульский К. В. (8)
- Моэм С. (1)
- Мурьянов М. Ф. (1)
- Н. Н. (1)
- Надеждин Н. И. (0)
- Назаров В. Н. (1)
- Непомнящий В. С. (1)
- Николетич С. (1)
- Никулин Н. И. (1)
- Новикова Е. Г. (1)
- Новоселов М. А. (1)
- Овсянико-Куликовский Д. Н. (1)
- Одиноков В. Г. (1)
- Одоевский В. Ф. (1)
- Олдридж Дж. (1)
- Оливьери Клаудиа (1)
- Олонова Э. М. (0)
- Оль В. (1)
- Ольминский М. С. (2)
- Орехов В. В. (1)
- Оцуп Н. А. (1)
- Панаев В. А. (1)
- Панаев И. И. (1)
- Пантелей И. В. (1)
- Партэ К. (1)
- Паунов Д. (0)
- Петров П. (1)
- Петроградский священник (1)
- Пинус Е. М. (1)
- Пирогов Н. И. (1)
- Писарев Д. И. (1)
- Пищулин Ю. П. (1)
- Плетнев П. А. (1)
- Плетнев Р. В. (1)
- Плеханов Г. В. (1)
- Погодин М. П. (1)
- Покусаев Е. И. (1)
- Полевой К. А. (1)
- Поливанов К.М. (1)
- Полонский Я. П. (1)
- Полоцкая Э. А. (1)
- Полторацкий Н. П. (1)
- Померанц Г. С. (2)
- Прозоров В. В. (1)
- Проспер Мериме (1)
- Пумпянский Л. В. (1)
- Пушкин А. С. (4)
- Пыпин А. Н. (2)
- Пятковский А. П. (1)
- Рехо К. (1)
- Рид Д. (1)
- Робакидзе Г. Т. (1)
- Родионова О. И. (1)
- Роднянская И. Б. (1)
- Розанов В. В. (8)
- Розенфельд А. З. (1)
- Романов Ю .А (1)
- Рославлев М. (1)
- Рыжова М. И. (1)
- Ряузова Е. А. (1)
- Савицкий В. Д. (1)
- Садовской Б. А. (1)
- Сальвадор де Мадариага (1)
- Сапченко Л. А. (1)
- Сахаров В. И. (1)
- Свербеев Д. Н. (1)
- Сверчевская А. К. (1)
- Святополк-Мирский Д. П. (2)
- Селеник Л. (0)
- Семенова С. (1)
- Серджо Леоне (1)
- Ситар К. (1)
- Скабичевский А. М. (3)
- Скокова Т. А. (1)
- Соболев Л.И. (2)
- Соллогуб В. А. (3)
- Солнцева Л. П. (0)
- Соловьев В. С. (4)
- Соловьев Вс. С. (1)
- Соловьев С. М. (1)
- Стайан Дж. (0)
- Степанова А. А. (1)
- Степун Ф. А. (4)
- Столица Л. Н. (1)
- Страхов Н. Н. (1)
- Строганов М. В. (1)
- Струве Н. А. (3)
- Струве П. Б. (1)
- Студитский А. Е. (1)
- Субботина К. А. (0)
- Суворин А. С. (1)
- Сувчинский П. П, (2)
- Сухарски Т. (1)
- Сыромятников О. И. (1)
- Тарасенков А. Т. (1)
- Тарасов Б. Н. (1)
- Тарасова Н. А. (1)
- Твардовская В. А. (1)
- Терапиано Ю. К. (1)
- Терновская Е. А. (1)
- Тодд У. М. (1)
- Толстой Л. Н. (3)
- Топоров В. Н. (1)
- Торранс Ф. (0)
- Триоле Э. (1)
- Троицкий В. Ю. (1)
- Трубецкой Е. Н. (1)
- Турбин В. Н. (1)
- Тургенев А. И. (1)
- Тургенев И. С. (2)
- Турков А. М. (1)
- Тынянов Ю. Н. (1)
- Тютчева А. Ф. (1)
- Уитмен У. (1)
- Ульянов Н. И. (3)
- Урнов Д. М. (1)
- Федоров Н. Ф. (1)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (2)
- Филиппов Б. А. (4)
- Философов Д. В. (2)
- Флемберг Х. (1)
- Флоренский П. А. (1)
- Флорес Лопес Хосе Луис (1)
- Флоровский Г. В. (6)
- Фокин С.Л. (2)
- Франк С. Л. (5)
- Фридлендер Г. М. (3)
- Хлебянкина Т. И. (1)
- Ходасевич В. Ф. (1)
- Цвейг С. (0)
- Цветкова М. В. (1)
- Цимборска-Лебода М. (1)
- Ципенюк А. Д. (1)
- Чебышев-Дмитриев А. П. (1)
- Челышев Е. П. (1)
- Чернышевский Н. Г. (3)
- Чехов А. П. (1)
- Чжан Бян Гэ (1)
- Чижевский Д. И. (2)
- Чуднова Л. Г. (1)
- Чуков Б. В. (1)
- Чулков Г. И. (1)
- Чэнь Синьюй (2)
- Шаке Л. Т. (0)
- Шамбинаго С. К. (1)
- Шараков С. Л. (1)
- Шаталов С. Е. (1)
- Шаулов С. С. (1)
- Шевырев С. П. (3)
- Шишков А. С. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Штейнберг А. З. (1)
- Щербина В. Р. (1)
- Эгеберг Э. (1)
- Эжен-Мельхиор маркиз де Вогюэ (1)
- Эйхенбаум Б. М. (2)
- Элиот Т. (0)
- Эльсберг Я. Е. (1)
- Эмилия Пардо Басан (1)
- Энгельгардт Б. М. (1)
- Эрге И. (1)
- Эрн В. Ф. (1)
- Юнге Е. Ф. (1)
- Юсуфов Р. Ф. (1)
- Яковлев Н. В. (1)
- Янг С. (2)
- «Я»
- Ад
- Антихрист
- Атеизм
- Ахматова А.А.
- Бахтин М.М.
- Белый А.
- Бессмертие
- Бесы
- Библия
- Благо
- Благодать
- Блок А.
- Бог
- Богоискательство
- Богостроительство
- Богочеловек
- Богочеловечество
- Бунин И.
- Вера
- Вечность
- Власти – Власть
- Воля
- Воскресение
- Время
- Всеединство
- Всемирность
- Гармония
- Гений
- Гоголь Н.В.
- Гордость и гордыня
- Горький М.
- Государство
- Грех
- Грехопадение
- Дар
- Дело
- Демократия
- Диавол
- Добро и зло
- Догмат
- Долг
- Достоевский Ф.М.
- Дух
- Дух святой
- Душа
- Жертва
- Жизнь
- Закон
- Западничество
- Земля
- Зло
- Знание
- Идеал
- Идея
- Идолы
- Иисус Христос
- Икона
- Империя
- Индивидуализм
- Интеллигенция
- Искусство
- Ислам
- Исповедь
- Истина
- История
- Иудаизм
- Капитализм
- Католицизм
- Коллективизм
- Комическое
- Коммунизм
- Космизм
- Культура
- Лермонтов М.Ю.
- Личность
- Логос
- Ложь
- Любовь
- Материализм
- Материя
- Мессианизм
- Мессия
- Милосердие
- Мир
- Мистика
- Молитва
- Мораль
- Надежда
- Народ
- Народничество
- Наука
- Нация
- Нигилизм
- Ничто
- Нравственность
- Оптимизм
- Опыт
- Откровение
- Почва
- Поэзия
- Правда
- Право
- Православие
- Прекрасное
- Природа
- Прогресс
- Промысел
- Просвещение
- Пространство
- Пушкин А.С.
- Равенство
- Разум
- Рай
- Реализм
- Революция
- Религия
- Ритуал
- Род
- Романтизм
- Русская идея
- Салоны и кружки
- Самодержавие
- Самоубийство
- Сатана
- Сверхчеловек
- Свобода
- Свобода воли
- Святость
- Семья
- Сердце
- Символ
- Сказка
- Славянофильство
- Слово
- Смерть
- Смысл
- Соборность
- Совесть
- София
- Спасение
- Страдание
- Страшный Суд
- Судьба
- Счастье
- Тайна
- Творчество
- Тело
- Толстой Л.Н.
- Трагедия
- Троица
- Труд
- Тютчев Ф.И.
- Ум
- Утопия
- Фатализм
- Христианство
- Ценность
- Церковь
- Цивилизация
- Человек
- Чехов А.П.
- Чувство
- Чудо
- Эрос
- Эсхатология
- Этика
- Юродство
- Язык
- Язычество
Примечания:
1 …разве можно быть уверенным, что есть это одно, и что нет множества иного? — Здесь и далее Ореус развивает платоновскую интуицию материи как иного относительно идеи, чистой инаковости. Возможно, это убеждение усвоено автором эссе через Плотина, который полагал, что целостное и недробимое Единое онтологически свидетельствует о себе лишь в момент приобщения к нему чего-либо иного (Эннеады. VI 1, 26).
2 Со всех сторон чуя бездну… — Аллюзия на тютчевское: «И мы плывем, пылающею бездной / Со всех сторон окружены» («Как океан объем-лет шар земной…», 1830; 1966. 1, 30).
3 …и тени эти неизвестные, но вещие, не отвечающие, но обещающие. — Ореус остро ощущает мифологему ‘тени’ как универсалию культуры и как образ, который у Тютчева в его картине мира является доминантным. Предлагаем в этой связи краткий обзор мифологемы ‘тень’ в мировой классике. Образ тени развился из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Тень является своего рода знаком естественного «языка» натуры, силуэтным озна´чень-ем. Тень есть атрибут дневного мира и дневной культуры (которой противостоит у Тютчева утомительная «пестрота» цивилизации); выражение «ночные тени» является неявной тавтологией, но романтики открыли в нем имя новой затаенной вселенной («Гимны к Ночи», 1800 Новалиса). Тень всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой основных персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем тень здесь — не онтологическая мнимость, но основной способ постсуществования («мир теней», «милые тени» — эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а прямой квалификацией инородности). Ранние философские трактовки тени связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни, — от «пещеры Платона» до мнения о том, что подлинность этого мира — «только тени от незримого очами» (В. Соловьев); ср. «Тени» Эллиса (Эллис [Л. Л. Кобылинский]. Неизданное и несобранное. Томск, 2000. С. 424). В этом акценте тень стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; «духовные деятели» Н. О. Лосского; «мэон» Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Тень человека — предмет особой охоты для героев демонического мира. Черт и бес лишены лица и тени; последняя является для них формой алиби среди людей и «телесной» легитимизации. Тень для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие тени у человека делает черта хозяином его жизни (сказка Е. Шварца «Тень», 1940). Тень используется как маска живого на мертвом; похищение или торговля тенью по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая тень бессмертия; тень телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и аггел черный. Их борьбе за «теневой» приоритет литература придала приключенческий характер (Шамиссо А., фон. Необычайная история Петера Шлемиля, 1814 // Шамиссо А., фон. Избранное. М., 1974). Тень удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда — тема двойничества: от египетского «ка» (прижизненного двойника человека) и близнечного культа в архаических культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков («Двойник», 1846, Ф. Достоевского). Тень как самостоятельное существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: на свету она неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная тень Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась тень Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию «была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного» (П. Флоренский). Общим местом стали сравнения быстротечности человеческой жизни с мельканием теней (у Ф. Тютчева: «Вот наша жизнь <…> — Не светлый дым, блестящий при луне, / А эта тень, бегущая от дыма…»). Эстетика тени знает театр теней и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает тень с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает тени. Чист от теней мир сакральной образности, которая строится в параметрах иной физики и в ангельском пространстве света Фаворского. Тень в живописи эволюционирует от полупрозрачных абрисов-эйдосов С. Боттичелли (1444—1510) (три Грации-Музы в «Весне», ок. 1478) до утяжеленно-сома-тической проработки цветной тени в опытах импрессионистов. Поэтика тени работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах С. Дали или в супрематических композициях Малевича изображенные ими сюрреалистические существа и вещи, тем рельефнее об их присутствии свидетельствует тщательно выписанная фактура тени. Трактовка инь как затененности в китайской эстетике повлияла на эстетику и опыт раннего синема в России (С. М. Эйзенштейн). Современная эстетика тени недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию тени (Вознесенский А. Тень звука. М., 1970) и особую метафорику теней смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях поэзии постмодерна).
См. тексты: Гюго В. М. Лучи и тени (сб. 1840); Андерсен Х. Тень, 1847; Курсинский А. А. Полутени (М., 1896); Сологуб Ф. Тени, 1896: Минский Н. М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; При-сманова А. С. Узор теней. Стихи. Прага; Дейвице. 1927; Тень и тело. Стихи 1929—1936 гг. Париж, 1937; Фелин О. Двое и тень (Записки бешеной собаки). Роман. Берлин, 1929; Гущик В. И. Люди и тени. Третья книга рассказов. Ревель, 1934; Аморим Э. Лошадь и ее тень, 1941; Заградник О. Перешагни свою тень. Пьеса, 1974; Хоакин Н. М. Пещера и тени. Роман, 1983; Дзюнисиро Данидзаки. Похвала Тени // Восточное обозрение. Харбин, 1939. С. 79—154.
См. исследования: Флоренский П. А. «Не восхищением непщева…» [Филипп 2, 6—8] // Богословский вестник, 1915. Июнь—август. Т. 2. С. 553; Завадская Е. В. 1) Эстетические проблемы живописи Старого Китая. М., 1975. С. 222—224; 2) Философско-эстетическое осознание тени в классической культуре Китая // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 92—105; Каган Ю. М. По поводу слова ‘umbra’ — ‘тень’ // Античность и современность. Сб. статей. М., 1972. С. 72— 79; Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа, 1939—1945 // Эйзенштейн С. М. Собр. соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 37—432; Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995. С. 499, 516.
4 «мятежной вольницы наследник и убийца». — Цитируется седьмая строфа стихотворения А. Пушкина «Недвижный страж дремал на царственном пороге…», 1824 (Пушкин. 1, 220).
5 «Тайну прелесть находила в самом ужасе она». — Цитируется «Евгений Онегин» (гл. V, строфа VII).
6 «Недоуменья, принужденья…» — Цитируется последняя строфа программного стихотворения Е. А. Баратынского «Последняя смерть», 1827 (Баратынский, 212), которое В. Г. Белинский в статье 1842 г. назвал «апофеозой всей поэзии г. Баратынского» (Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 2. С. 432).
7 …«С безумием граничит разуменье». — Цитируется четвертая строка стихотворения Е. А. Баратынского «Последняя смерть» (1835).
Темой безумия в широком разбросе контекстов плотно повита вся романтическая традиция и в лично-биографическом плане (от Новалиса, Гельдерлина, Батюшкова и Гоголя до Георга Тракля и А. Блока), и в конструктивно-эстетическом («творческое безумие»).
«Мудрецом безумия» назвал Тютчева Ю. Айхенвальд в публикуемой в Антологии статье, а герой-филолог современного автора, Лева Одоевцев, сочинил статью о трех безумных пророках, один из которых, конечно, тютчевский («Безумие», 1830): Битов А. Г. Три пророка // Вопросы литературы, 1976. № 7. С. 145—175; позже иронические опусы битовского персонажа, ценность которых отметил современный автор (Баевский Б. С. Безумие гордыни // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1992. С. 54—55), составили книгу «Статьи из романа»). См.: Сова А. В. Мотив безумия в творчестве Л. Андреева // Культура и текст. Материалы Межд. науч. конф. 10—11 сентября 1996 г. СПб.; Барнаул, 1997. Вып. 1. Литературоведение. Ч. 1. С. 53—54; Колпаков А. «Шизофренический дискурс» Николая Ставрогина // Культура и текст. Материалы Межд. науч. конф. 10—11 сентября 1996 г. СПб.; Барнаул, 1997. Вып. 1. Литературоведение. Ч. 1. С. 68—69; Вольперт Л. И. 1) Тема безумия в прозе Пушкина и Стендаля // Болдинские чтения. Горький, 1985. С. 134—143; 2) Тема безумия в прозе Пушкина и Стендаля («Пиковая дама» и «Красное и черное») // Пушкин и русская литература. Рига, 1986. С. 46—58; Петрунина Н. Н. Литературные параллели. I. К творческой истории элегии «Сожженное письмо». II. Пушкин, Бульвер-Литтон и Бальзак (К интерпретации мотива безумия в «Медном Всаднике») // Временник Пушкинской комиссии. 1977. Л., 1980. С. 108—115; Таборисская Е. М. Своеобразие решения темы безумия в произведениях Пушкина 1830 гг. // Пушкинские чтения в Тарту. Таллин, 1987. С. 26—30; Антощук Л. К. Поэма безумия в русской литературе 1820—1830 гг.: Три лирических опыта // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997; Селезнева А. В. Валентность мотива безумия в лирике Ф. И. Тютчева // Диалог культур. Литературоведение. Лингвистика. Материалы конф. Барнаул, 2001. С. 52—60.
Расширение темы см.: Закржевский А. К. Рыцари безумия (Футуристы). Киев, 1914; Русов Н. А. О нищем, безумном, боговдохновенном искусстве. Исследование / Пред. С. А. Котляревского. М., 1910; Беленсон А. Д. Безумие. М., 1924; Оленин П. А. Безумный друг Шекспира (Трагедия жизни трагика П. С. Мочалова). М., 1916; Кусков П. А. Повесть об одном сумасшедшем // Время. 1861. № 5.
В историко-культурологическом плане см.: Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1996; Гринберг К. Вопрос о «нравственном помешательстве» в свете идеалистической психологии совести // Вопросы психологии и философии. 1916. № 131. С. 36—66; Гебгард Р. В. Теория Шопенгауэра о безумии и «Гамлет» Шекспира // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. № 10. С. 762— 767; Кармазина-Арциховская Е. О Федоре Сологубе как одном из представителей психопатологического течения в современной русской художественной литературе // Там же. 1908. № 5. С. 223—244; Вавулин Н. В.
1) Творчество безумцев // Новая жизнь, 1912. № 6. Июнь. С. 129—144;
2) Безумцы перед судом науки и истории // Там же. № 8. Август. С. 204— 223; Юнг К.-Г. Сознание и бессознательное. СПб., 1997; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Рыбальский Н. И. Иллюзии и галлюцинации. Баку, 1983; Лотман Ю. М. Дурак и сумасшедший // Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 64—104; Волков П. В. Рес-сентимент, резинъяция и психоз // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 2; Руднев В. П. Психоз // Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. С. 250—252.
В ХХ в. о творческом безумии выразительно говорил Мандельштам: «Обыкновенно человек, когда имеет что-нибудь сказать, идет к людям, ищет слушателей, — поэт же наоборот, — бежит “на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы”… Подозрение в безумии падает на поэта. И люди правы, когда клеймят именем безумца того, чьи речи обращены к бездушным предметам, к природе, а не к живым братьям. И были бы вправе в ужасе отмахнуться от поэта, как от безумного, если бы слово его действительно ни к кому не обращалось. Но это не так» (Мандельштам О. Э. О собеседнике, 1913 // Мандельштам О. Э. Слово и культура. Статьи. М., 1987. С. 48). Выразительно о безумии героев Достоевского сказано Г. Мейером: писатель знает, что «зло в человеке такая же точно норма, как и добро, и никакое клиническое безумие не слагает с нас ответственности. Напротив того, сумасшествие есть одержимость, победа зла, состоявшаяся по вине самого человека. Чем больше мы грешим, тем ближе подходим к одержимости, тем сильнее подпадаем под власть беса, крепко засевшего в нас. Но огарок, ниспосланный Богом, все еще светит, и навстречу ему надо затеплить лампаду в красном углу» (Мейер Г. Свет в ночи… С. 232). См. тему декадентского невроза в публикуемой статье Л. В. Пумпянского.
8 …«понадвинулась к морю Черному». — Цитируется стихотворение А.В.Кольцова «Косарь», 1836 (Кольцов, 123).
9 …«по людям ходил, деньгу копил, за морями счастье пробовал»… — Неточно цитируется стихотворение А. В. Кольцова «Русская песня», 1841 (надо: «В свое время счастье пробовал»: Кольцов, 219).
10 …«золотую казну»… — См. стихи А. В. Кольцова «Косарь» (1836) и «Раздумье селянина» (Кольцов, 124, 135).
11 …«стань, ни с места!» —Цитируется дума А.В.Кольцова «Человеческая мудрость», 1837 (Кольцов, 143).
12 …«невозможно с этой глыбой породниться»… — Цитируется дума А.В.Кольцова «Вопрос», 1837 (Кольцов, 141).
13 …«в бездне звезд». — Цитируется дума А.В.Кольцова «Великая тайна», 1835 (Кольцов, 111).
14 …«мир жизнию кипит». — Цитируется дума А.В.Кольцова «Божий мир», 1837 (Кольцов, 144).
15 …«В царстве Божьей воли…»—Цитируется дума А.В.Кольцова «Божий мир».
16 …«все, один и всюду». — Цитируется дума А. В. Кольцова «Человеческая мудрость», 1837 (Кольцов, 143).
17 …«все, что есть…» — Цитируется дума А. В. Кольцова «Человеческая мудрость».
18 …«Дух вечной жизни…» — Цитируется дума А. В. Кольцова «Поэт», 1940 (Кольцов, 206).
19 …«Чудные созданья…» — Там же. Цитация неточная: у Кольцова — «Дивные созданья…»
20 …«солнце мира»… — См.: «…сердце огненное мира…» («Шиллеру», 1857); «Прямо смотрю я из времени в вечность / И пламя твое узнаю, солнце мира» («Измучен жизнью, коварством надежды…», 1864<?>) (Фет, 254, 320). Образ ‘Солнца Мира’ восходит не столько к солярной мифологии, сколько к гностически окрашенным образам поэтической онтологии, вроде ‘Розы Мира’, ‘Сердца Бытия’, ‘Мировой Души’.
21 …«стихия чуждая, запредельная». — Из стихотворения А.Фета «Ласточки», 1884 (Фет, 403).
22 …«И бессознательная сила…»—Цитируется предпоследний стих стихотворения А.Фета «Я ждал. Невестою-царицей…», 1860 (?) (Фет, 299).
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец