Юлий Исаевич Айхенвальд (12 [24] января 1872, Балта Подольской губернии — 17 декабря 1928, Берлин) — российский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-импрессионист» Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX—XX вв. (широко известная книга «Силуэты русских писателей»). Действительный член Общества любителей российской словесности (с 29 ноября 1903).
Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей» (СПб., 1906), «Этюды о западных писателях» и т. п.
Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:
«Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени». Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.
Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личности писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы. Айхенвальд выступил с критикой В. Г. Белинского, утверждая, что тот не отличался «умственной самостоятельностью», «подлинной широтой духа и настоящей духовной свободой». Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
В сентябре 1922 года после ареста был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями на философском пароходе. В Берлине (с декабря 1922 года он читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В это же время выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима. Погиб 17 декабря 1928 года в результате несчастного случая, попав под трамвай. Похоронен в Берлине на православном кладбище Тегель.
Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей, выпуск I - М., 1906; изд. 2-е - М., 1908; изд. 3-е - М. 1911; изд. 4-е - М. 1914; изд. 5-е. — М. [1]. Выпуск III. — М. 1907—1910, Вып.III. 2-е доп. изд. М., Мир, 1913. Все три выпуска впервые объединены в издании «Силуэты русских писателей» — М., Республика, 1994.
Айхенвальд Ю. И. Этюды о западных писателях. — М. 1910.
Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. — М. 1910—1911.
Айхенвальд Ю. И. Посмертные произведения Толстого. — М. 1912.
Айхенвальд Ю. И. Спор о Белинском. — М. 1914.
Айхенвальд Ю. И. Отрицание театра // В спорах о театре: Сборник статей. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914.
Айхенвальд Ю. И. Пушкин. - М., 1908; изд. 2-е. — М. 1916.
Айхенвальд Ю. И. Слова о словах. — П. 1917.
Айхенвальд Ю. Наша революция. Ее вожди и ведомые. М., «Революция и культура», 1918. 110 с. (Б-ка «Революция и культура»).
Айхенвальд Ю. И. Похвала праздности. — М. 1922
Айхенвальд Ю. И. Поэты и поэтессы. — М., «Северные дни», 1922. 91 с. 2 000 экз.
Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. Берлин, 1929.
Венгеров С. А. Критик-импрессионист. «Речь». 26 июля 1909.
Кранихфельд В. О критике и критиках. «Современный мир». Ї 8. — М. 1911.
Грифцов Б. Метод Айхенвальда, «Русская мысль». Ї 11. 1913.
Иванов-Разумник. Правда или кривда. «Заветы». Ї 12. 1913.
Бродский Н. Развенчан ли Белинский. «Вестник воспитания». Ї 1. 1914.
Ляцкий Е. Господин Айхенвальд около Белинского. «Современник». Ї 1. 1914.
Марковский М. И. С. Тургенев с современной точки зрения. «Педагогический сборник». Ї 5. 1914.
Неведомский М. «Зигзаги нашей критики». сборник «Зачинатели и продолжатели». — П. 1919.
Полянский В. Бессмертная пошлость и похвала праздности. «Под знаменем марксизма». Ї 1. 1922.