Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (16 июля) 1881, Проскуров, Подольская губерния, Российская империя — 5 августа 1962, Париж, Франция) — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизма.
В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского.
В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.
В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.
В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.
В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.
В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже.
В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогического кабинета по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась[2].
С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.
В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.
22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.
С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.
С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.
7 января 1944 года возведён в сан протоиерея.
В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Могила протоиерея Василия Васильевича Зеньковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа.
В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.
Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Труды
Проблема психической причинности. — Киев, 1914. — VIII, 435 с.
Психология детства. — Берлин : Русская книга, 1923. — 348 с. — Переизд.: Лейпциг : Сотрудник, 1924.
Религиозное движение среди русской молодежи за границей.// Путь. — 1925. — № 1. — С. 121—127
Delacroix. La religion et la foi и др. книги.// Путь. — 1926. — № 2. — С. 149—152
Автономия и теономия.// Путь. — 1926. — № 3. — С. 46-64
Русские мыслители и Европа Париж, Ymca-press. — 1926. — 291 c.
Свобода и соборность.// Путь. — 1927. — № 7. — С. 3-22
Факты и наблюдения (психология современной молодежи).// Путь. — 1927. — № 8. — С. 73-88
Дар свободы. Париж, 1928.
О чуде. Париж, 1928.
Система культурного дуализма. Париж, 1929.
Съезд в Афинах.// Путь. — 1930. — № 22. — С. 116—125
Преодоление платонизма и проблема софийной твари.// Путь. — 1930. — № 24. — С. 3-40
Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 102—104
Hoyle. The teaching of Karl Barth.// Путь. — 1931. — № 26. — С. 127—129
Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 101—102
H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Prеss 1931.// Путь. — 1931. — № 30. — С. 110—111
Heiler. Im Ringer um die Kirche.// Путь. — 1931. — № 31. — С. 89-91
О значении воображения в духовной жизни.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 90-102
Типы мировоззрений Н. О. Лосского.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 107—109
Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо?// Путь. — 1932. — № 33. — С. 76-77
Maritain. Le songe de Descartes 1932.// Путь. — 1932. — № 34. — С. 71-72
Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932)// Путь. — 1932. — № 34. — С. 72-73
Проблема красоты в миросозерцании Достоевского.// Путь. — 1933. — № 37. — С. 36-60
E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch.// Путь. — 1934. — № 38. — С. 81-82
Кризис протестантизма в Германии.// Путь. — 1934. — № 42. — С. 56-67
Basil Mathews John R. Mott. World citizen.// Путь. — 1934. — № 43. — С. 82-83
Oecumenica.// Путь. — 1934. — № 44. — С. 75
Памяти проф. Г. И. Челпанова.// Путь. — 1936. — № 50. — С. 53-56
Irenikon.// Путь. — 1937. — № 53. — С. 85-86
Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen.// Путь. — 1937. — № 54. — С. 76-77
Зло в человеке.// Путь. — 1938. — № 56. — С. 19-36
Вера и знание.// Православие в жизни. — 1953. — С. 27-53
Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
Идея всеединства Владимира Соловьева.// Православная мысль. — 1955. — 10. — C. 45-59
Наша эпоха. Париж, 1955.
На пороге зрелости. Париж, 1955.
Апологетика. Париж, 1957.
Апологетика (рецензия).// Православная мысль. — 1928. — 1. — C. 219—222
Педагогика. Клин, 2002.
Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
Церковь и школа.
Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
Основы христианской философии. Франкфурт, 1961—1964. Т. 1—2.
Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 317—321
История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, 1948. — 469 с. (Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.)
Судьба халкидонских определений.// Православная мысль. — 1955. — 9. — C. 51-64
Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)// Православная мысль. — 1951. — 8. — C. 35-46
Чаадаев как религиозный мыслитель// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 75-94
Памяти Митрополита Евлогия// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 19-22