Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Авторы / Зеньковский В. В.

Зеньковский В. В.

Зеньковский В. В.Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (16 июля) 1881, Проскуров, Подольская губерния, Российская империя — 5 августа 1962, Париж, Франция) — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, белоэмигрант. Протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархат русских приходов Константинопольского патриархата. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизма.
В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского.
В 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима.

В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии.

В 1923—1926 годы — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института.

В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.
В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже.

В 1927 году в Париже создал «Религиозно-педагогического кабинета по работе с православной молодёжью». Во время Второй мировой войны деятельность «Кабинета…» прекратилась[2].

С 1936 года — член епархиального совета Западноевропейского экзархата русских приходов.

В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

22 марта 1942 года рукоположён в сан иерея и назначен помощником настоятеля Введенской церкви в Париже.

С февраля по август 1943 года — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С июля 1943 года по август 1962 года - вновь помощник настоятеля Введенской церкви в Париже.

7 января 1944 года возведён в сан протоиерея.

В 1946 году во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.
Могила протоиерея Василия Васильевича Зеньковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа.

В 1953—1958 года — председатель Западноевропейского экзархата русских приходов, в связи с чем 7 января 1955 года возведён в сан протопресвитера.

Скончался 5 августа 1962 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Труды

    Проблема психической причинности. — Киев, 1914. — VIII, 435 с.
    Психология детства. — Берлин : Русская книга, 1923. — 348 с. — Переизд.: Лейпциг : Сотрудник, 1924.
    Религиозное движение среди русской молодежи за границей.// Путь. — 1925. — № 1. — С. 121—127
    Delacroix. La religion et la foi и др. книги.// Путь. — 1926. — № 2. — С. 149—152
    Автономия и теономия.// Путь. — 1926. — № 3. — С. 46-64
    Русские мыслители и Европа Париж, Ymca-press. — 1926. — 291 c.
    Свобода и соборность.// Путь. — 1927. — № 7. — С. 3-22
    Факты и наблюдения (психология современной молодежи).// Путь. — 1927. — № 8. — С. 73-88
    Дар свободы. Париж, 1928.
    О чуде. Париж, 1928.
    Система культурного дуализма. Париж, 1929.
    Съезд в Афинах.// Путь. — 1930. — № 22. — С. 116—125
    Преодоление платонизма и проблема софийной твари.// Путь. — 1930. — № 24. — С. 3-40
    Pierre Lhande. Le Christ dans la Banlieue и Pierre Lhande. Le Dieu qui bouge.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 102—104
    Hoyle. The teaching of Karl Barth.// Путь. — 1931. — № 26. — С. 127—129
    Г. В. Флоровский. Восточные Отцы IV-го века.// Путь. — 1931. — № 28. — С. 101—102
    H.О. Лосский: Ценность и бытие. Y.M.С.A. Prеss 1931.// Путь. — 1931. — № 30. — С. 110—111
    Heiler. Im Ringer um die Kirche.// Путь. — 1931. — № 31. — С. 89-91
    О значении воображения в духовной жизни.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 90-102
    Типы мировоззрений Н. О. Лосского.// Путь. — 1932. — № 32. — С. 107—109
    Леонид А. Матвеев. Есть ли чудо?// Путь. — 1932. — № 33. — С. 76-77
    Maritain. Le songe de Descartes 1932.// Путь. — 1932. — № 34. — С. 71-72
    Facing a World Crisis (Report of World Committee of YMCA. 1932)// Путь. — 1932. — № 34. — С. 72-73
    Проблема красоты в миросозерцании Достоевского.// Путь. — 1933. — № 37. — С. 36-60
    E. Brunner. Der Mensch im Wiederspruch.// Путь. — 1934. — № 38. — С. 81-82
    Кризис протестантизма в Германии.// Путь. — 1934. — № 42. — С. 56-67
    Basil Mathews John R. Mott. World citizen.// Путь. — 1934. — № 43. — С. 82-83
    Oecumenica.// Путь. — 1934. — № 44. — С. 75
    Памяти проф. Г. И. Челпанова.// Путь. — 1936. — № 50. — С. 53-56
    Irenikon.// Путь. — 1937. — № 53. — С. 85-86
    Igor Smolitsch. Leben und Lehren der Starzen.// Путь. — 1937. — № 54. — С. 76-77
    Зло в человеке.// Путь. — 1938. — № 56. — С. 19-36
    Вера и знание.// Православие в жизни. — 1953. — С. 27-53
    Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
    Идея всеединства Владимира Соловьева.// Православная мысль. — 1955. — 10. — C. 45-59
    Наша эпоха. Париж, 1955.
    На пороге зрелости. Париж, 1955.
    Апологетика. Париж, 1957.
    Апологетика (рецензия).// Православная мысль. — 1928. — 1. — C. 219—222
    Педагогика. Клин, 2002.
    Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
    Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002.
    Церковь и школа.
    Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
    Основы христианской философии. Франкфурт, 1961—1964. Т. 1—2.
    Е. В. Спекторский// Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. — С. 317—321
    История русской философии. Париж, YMCA-PRESS, 1948. — 469 с. (Зеньковский В. В. История русской философии / Вступ. ст., подгот. и примеч. В. В. Сербиненко. — М., 2001. — 880 с.)
    Судьба халкидонских определений.// Православная мысль. — 1955. — 9. — C. 51-64
    Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)// Православная мысль. — 1951. — 8. — C. 35-46
    Чаадаев как религиозный мыслитель// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 75-94
    Памяти Митрополита Евлогия// Православная мысль. — 1947. — 5. — C. 19-22
Статьи автора
Л. Толстой как мыслитель

Л. Толстой как мыслитель

Зеньковский В. В.
Толстой Л.Н.
Публикации
Славянофилы

Славянофилы

Зеньковский В. В.
Славянофильство
Публикации
Философские мотивы в русской поэзии

Философские мотивы в русской поэзии

Зеньковский В. В.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Проблема бессмертия у Л. Н. Толстого (1912)

Проблема бессмертия у Л. Н. Толстого (1912)

Зеньковский В. В.
Толстой Л.Н.
Публикации
 Гоголь

Гоголь

Зеньковский В. В.
Гоголь Н.В.
Публикации
Н. В. Гоголь (фрагменты из книги)

Н. В. Гоголь (фрагменты из книги)

Зеньковский В. В.
Ахматова А.А.
Публикации
Новости 1 - 6 из 6
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все