Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Грусть

Грусть

Впервые: РМ. 1891. №7. С. 1—18.

Статья «Грусть» была написана к 50-й годовщине смерти поэта. Несмотря на то что в журнальной публикации под текстом статьи стояла только литера К., современники сразу вспомнили «оригинальную манеру известного историка, который несколько лет назад объяснял с исторической точки зрения героев Пушкина» (А. В—нъ [Пыпин А. Н.] Лермонтовская литература в 1891 году // ВЕ. 1891. Кн. 9. С. 361; намек на статью Ключевского «Евгений Онегин и его предки», 1887). Рецензент «Московских ведомостей» Ю. Николаев подчеркнул, что статья «Грусть» выгодно отличалась от прочих юбилейных публикаций. Сочувственно пересказав основные положения статьи, он не согласился с Ключевским лишь в том, можно ли считать поворот Лермонтова к «народному воззрению» окончательно совершившимся: «Без сомнения, основной тон поэзии Лермонтова отвечает настроению народному, но этот основной тон слышен ясно лишь в немногих созданиях поэта, и только эти немногие создания его навсегда останутся во всемирной литературе» (Николаев Ю. По поводу одной статьи о Лермонтове // МВед. 1891. 10 авг., №219. С. 4). Напротив, критик И. И. Иванов в «Русских ведомостях» упрекнул автора «Грусти» в том, что он недооценил «серьезность и искренность личной жизни Лермонтова», неподдельность его «мировой скорби» и попытался искусственно навязать поэту «русско-христианское» воззрение. Более того, автор «Грусти» был обвинен в «самом страшном эгоизме», потому что, пытаясь проникнуть в нравственный мир Лермонтова, он эксплуатировал «чужую душу для чисто личных целей, для защиты идей, совершенно чуждых, враждебных миросозерцанию поэта» (Иванов И. Лермонтовский вопрос // Русские ведомости. 1891. 19 окт., №288. С. 2—3). Не менее резко отозвался о статье Ключевского Н. К. Михайловский, посчитавший курьезным «уподобление Лермонтова по кротости и набожности царю Алексею Михайловичу» (Михайловский Н. К. Лермонтовские курьезы // Волжский вестник. 1891. 4 (16) дек., №276. С. 2). «Это пустяки очевидные,—продолжал Михайловский, —и можно сомневаться в справедливости предположения “Московских ведомостей”, что под буквою К. скрывается какой-то профессор Московского университета. Всякие, конечно, бывают
профессора, но как-то не свойственно профессору просто взять да и поиграть умом, не только безо всякого смысла, а даже без признаков трудолюбия…» (Там же). Вероятно, именно по поводу отзывов Иванова и Михайловского Ключевский вспоминал позднее, что за статью о Лермонтове ему «досталось от литературной полиции по заслугам» (Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 312).
Скачать
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
На пороге двойного бытия

На пороге двойного бытия

Горнфельд А. Г.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Мистическое чувство в русской лирике

Мистическое чувство в русской лирике

Коневской И.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Борьба за идеализм III. Философия и поэзия

Борьба за идеализм III. Философия и поэзия

Волынский А. Л.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина)

Трагедия зла. (Философский смысл образа Ставрогина)

Гессен С. И.
Трагедия
Публикации
Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского

Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского

Гессен С. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 81
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец