Борьба за идеализм III. Философия и поэзия
- Русская классика и XIX век
- Русская классика и Серебряный век
- Русская классика и XX век
- Между востоком и западом
- Русская классика сегодня
- Библиография
- Ссылки
- Поиск
- Абрамович Н. Я. (1)
- Аверинцев С. С. (1)
- Агеева Е. (1)
- Адамович Г. В. (3)
- Адрианов С. А. (2)
- Азадовский К. М. (1)
- Айхенвальд Ю. И. (5)
- Аксаков И. С. (4)
- Аксаков К. С. (3)
- Аксаков С. Т. (2)
- Ал. Лаврецкий (1)
- Алданов М. А. (1)
- Алекса Э. (1)
- Алексеев М. П. (2)
- Али-заде Э. (1)
- Алоэ С. (3)
- Амфитеатров А. В. (1)
- Ананьева С. В. (1)
- Анастасий, митр. (в миру — Грибановский А. А.) (1)
- Андерсен Э. (0)
- Андрей Белый (5)
- Анненков П. В. (1)
- Арагон Л. (1)
- Арсентьева Н. (2)
- Арсеньев К. К. (1)
- Архимандрит Антоний (3)
- Архимандрит Киприан (Керн) (1)
- Архимандрит Феодор (1)
- Аскольдов С. А. (1)
- Ауэр А. П. (1)
- Афанасьева Э. (1)
- Ахундова И. (1)
- Ашимбаева Н. Т. (1)
- Баженов Н. Н. (1)
- Байрамова А. М. (1)
- Бахтин Н. М. (1)
- Белецкий А. И. (1)
- Белинский В. Г. (4)
- Белов С. В. (2)
- Белопольский В. (1)
- Бельтран Альмерия Л. (1)
- Беляева И. А. (1)
- Бем А. Л. (3)
- Бердяев Н. А. (8)
- Бержайте Д. (2)
- Бестужев А. А. (1)
- Бицилли П. М. (5)
- Блудова А. Д. (1)
- Богданов К. А. (1)
- Богданова О. И. (1)
- Божович З. (1)
- Большаков В. (1)
- Борисов Ю. Н. (1)
- Борн Р. (2)
- Бочаров С. Г. (1)
- Брумфилд У. (1)
- Брюсов В. Я. (1)
- Бубеникова М. (2)
- Бузина Т. В. (1)
- Букчин С. В. (1)
- Буланов А. М. (1)
- Булгаков С. Н. (5)
- Булгарин Ф. В. (1)
- Бунаков Н. Ф. (1)
- Буренин В. П. (1)
- Бурнашев В. П. (2)
- Вайль П. Л. (1)
- Введенский А. И. (1)
- Вейдле В. В. (8)
- Велчев В. (0)
- Вер-Джонс Д. (1)
- Вигель Ф. Ф. (1)
- Виноградова С. М. (1)
- Владив-Гловер С. (2)
- Волконский С. М. (1)
- Володина Н. В. (1)
- Волошин М. А. (1)
- Волынский А. Л. (1)
- Вольперт Л. И. (1)
- Вульф В. (1)
- Вышеславцев Б. П. (1)
- Вяземский П. А. (5)
- Габдуллина В. И. (1)
- Гальперина Г. (1)
- Гачев Г. Д. (2)
- Гей Н. К. (1)
- Герик Х.-Ю. (1)
- Герцен А. И. (3)
- Герцо-Виноградский С. Т. (1)
- Гершензон М. О. (3)
- Гессе Г. (2)
- Гессен С. И. (4)
- Гиппиус В. В. (1)
- Гиршман М. М. (1)
- Гоголь Н. В. (3)
- Гомиде Б. Б. (2)
- Гончаров С. А. (1)
- Горнфельд А. Г. (1)
- Григорьев А. А. (2)
- Григорьева Л. Г. (2)
- Громов М.Д. (1)
- Гроссман Л. П. (1)
- Грот Н. Я. (1)
- Гудзий Н. Н. (1)
- Гурвич-Лищинер С. Д. (1)
- Гюрчинов М. (1)
- Данилевский Р. Ю. (1)
- Дауговиш С. (1)
- Дашков Д. В. (1)
- Де Лазари А. (1)
- Денисюк Н. Ф. (1)
- Деркачев И. П. (1)
- Дж. Даглас Клейтон (1)
- Джеймс Г. (1)
- Джон Говард Лоусон (1)
- Димитров Э. (1)
- Дмитренко С. Ф. (3)
- Дмитриев М. А. (3)
- До Хай Фонг (2)
- Добролюбов Н. А. (2)
- Долинина А. А. (1)
- Достоевский Ф. М. (37)
- Дружинин А. В. (2)
- Дрыжакова Е. Н. (1)
- Дудкин В. В. (1)
- Дудышкин С. С. (1)
- Дунаев М.М. (1)
- Душечкина Е. В. (1)
- Дюкин С. Г. (1)
- Евлампиев И. И. (1)
- Ельницкая Л. М. (1)
- Ершов А. Л. (1)
- Есаулов И.А. (23)
- Ефимов А. И. (1)
- Ефимов В. В. (1)
- Жан-Ришар Блок (1)
- Жуковский В. А. (1)
- Журавлева А. И. (1)
- Зайцев Б. К. (4)
- Зайцев К. И. (1)
- Закржевский А. К. (2)
- Зандер Л. А. (1)
- Захаров В. Н. (4)
- Захарова О. В. (1)
- Зверев А. М. (1)
- Зеньковский В. В. (6)
- Зобнин Ю. В. (1)
- Зохраб И. (1)
- Зыкова Г. В. (1)
- Иванов В. И. (4)
- Иванов-Разумник Р. В. (4)
- Игнатий (1)
- Игорь Северянин (1)
- Ильин В. Н. (6)
- Ильин И. А. (3)
- Исупов К. Г. (1)
- Кавелин К. Д. (1)
- Камю А. (1)
- Карамзин Н. М. (2)
- Карсавин Л. П. (2)
- Карташев А. В. (1)
- Касаткин А. А. (1)
- Катаев В. Б. (1)
- Като Дзюнко (1)
- Каутман Ф. (1)
- Кибальник С. А. (1)
- Кизеветтер А. А. (1)
- Киносита Тойофуса (2)
- Киреевский И. В. (1)
- Киселева М. В. (1)
- Ключевский В. О. (1)
- Кобаяси Гинга (1)
- Ковач А. (2)
- Коган П. С. (1)
- Кожинов В. В. (1)
- Комиссаров Д. С. (1)
- Кондаков И. В. (1)
- Коневской И. (1)
- Кормачев В. Н. (0)
- Кошелев А. И. (5)
- Кошелев В. А. (1)
- Кранихфельд В. П. (1)
- Кривенко С. Н. (1)
- Криницын А. Б. (1)
- Кроо Каталин (2)
- Кузнецова А. Б. (1)
- Кузнецова И. (1)
- Кузьменко Е. (1)
- Кулерму А. (1)
- Кулешов В. И. (1)
- Кулешова Е. (1)
- Куманова А. (0)
- Купреянова Е. Н. (1)
- Кюхельбекер В. К. (2)
- Ландау Г. А. (1)
- Лану А. (1)
- Лев Шестов (6)
- Левин Ю. Д. (1)
- Леонтьев К. Н. (1)
- Лермонтов М. Ю. (1)
- Лийса Бюклинг (1)
- Лифшиц М. А. (1)
- Лихачев Д. С. (1)
- Ломунов К. Н. (1)
- Лондон Д. (1)
- Лосский Н. О. (3)
- Лотман Ю. М. (2)
- Луначарский А. В. (1)
- Луцевич Л. (1)
- Львов Л. И. (1)
- Львов-Рогачевский В. Л. (1)
- Львова И. В. (2)
- Лясковский А. И. (2)
- Мазель Р. О. (1)
- Майков А. Н. (1)
- Маклаков В. А. (1)
- Максвелла Д. (0)
- Манн Т. (1)
- Мария Рев (1)
- Марков Е. Л. (1)
- Мартьянова С. А. (1)
- Матгаузер З. (1)
- Матяш Н. А. (0)
- Машкова А. Г. (0)
- Мейер Г. А. (2)
- Мелихов А. (1)
- Меньшиков М. О. (2)
- Мережковский Д. С. (13)
- Мерзляков А. Ф. (1)
- Мильдон В. И. (1)
- Милюков А. П. (1)
- Минский Н. М. (2)
- Миркина З. А. (1)
- Миронов В. Н. (1)
- Митрополит Антоний (1)
- Михайловский Н. К. (1)
- Могильный О. Т. (0)
- Мокряк Л. (1)
- Морильяс Ж. (1)
- Морозова Т. Л. (1)
- Мотылева Т. Л. (2)
- Мочульский К. В. (8)
- Моэм С. (1)
- Мурьянов М. Ф. (1)
- Н. Н. (1)
- Надеждин Н. И. (0)
- Назаров В. Н. (1)
- Непомнящий В. С. (1)
- Николетич С. (1)
- Никулин Н. И. (1)
- Новикова Е. Г. (1)
- Новоселов М. А. (1)
- Овсянико-Куликовский Д. Н. (1)
- Одиноков В. Г. (1)
- Одоевский В. Ф. (1)
- Олдридж Дж. (1)
- Оливьери Клаудиа (1)
- Олонова Э. М. (0)
- Оль В. (1)
- Ольминский М. С. (2)
- Орехов В. В. (1)
- Оцуп Н. А. (1)
- Панаев В. А. (1)
- Панаев И. И. (1)
- Пантелей И. В. (1)
- Партэ К. (1)
- Паунов Д. (0)
- Петров П. (1)
- Петроградский священник (1)
- Пинус Е. М. (1)
- Пирогов Н. И. (1)
- Писарев Д. И. (1)
- Пищулин Ю. П. (1)
- Плетнев П. А. (1)
- Плетнев Р. В. (1)
- Плеханов Г. В. (1)
- Погодин М. П. (1)
- Покусаев Е. И. (1)
- Полевой К. А. (1)
- Поливанов К.М. (1)
- Полонский Я. П. (1)
- Полоцкая Э. А. (1)
- Полторацкий Н. П. (1)
- Померанц Г. С. (2)
- Прозоров В. В. (1)
- Проспер Мериме (1)
- Пумпянский Л. В. (1)
- Пушкин А. С. (4)
- Пыпин А. Н. (2)
- Пятковский А. П. (1)
- Рехо К. (1)
- Рид Д. (1)
- Робакидзе Г. Т. (1)
- Родионова О. И. (1)
- Роднянская И. Б. (1)
- Розанов В. В. (8)
- Розенфельд А. З. (1)
- Романов Ю .А (1)
- Рославлев М. (1)
- Рыжова М. И. (1)
- Ряузова Е. А. (1)
- Савицкий В. Д. (1)
- Садовской Б. А. (1)
- Сальвадор де Мадариага (1)
- Сапченко Л. А. (1)
- Сахаров В. И. (1)
- Свербеев Д. Н. (1)
- Сверчевская А. К. (1)
- Святополк-Мирский Д. П. (2)
- Селеник Л. (0)
- Семенова С. (1)
- Серджо Леоне (1)
- Ситар К. (1)
- Скабичевский А. М. (3)
- Скокова Т. А. (1)
- Соболев Л.И. (2)
- Соллогуб В. А. (3)
- Солнцева Л. П. (0)
- Соловьев В. С. (4)
- Соловьев Вс. С. (1)
- Соловьев С. М. (1)
- Стайан Дж. (0)
- Степанова А. А. (1)
- Степун Ф. А. (4)
- Столица Л. Н. (1)
- Страхов Н. Н. (1)
- Строганов М. В. (1)
- Струве Н. А. (3)
- Струве П. Б. (1)
- Студитский А. Е. (1)
- Субботина К. А. (0)
- Суворин А. С. (1)
- Сувчинский П. П, (2)
- Сухарски Т. (1)
- Сыромятников О. И. (1)
- Тарасенков А. Т. (1)
- Тарасов Б. Н. (1)
- Тарасова Н. А. (1)
- Твардовская В. А. (1)
- Терапиано Ю. К. (1)
- Терновская Е. А. (1)
- Тодд У. М. (1)
- Толстой Л. Н. (3)
- Топоров В. Н. (1)
- Торранс Ф. (0)
- Триоле Э. (1)
- Троицкий В. Ю. (1)
- Трубецкой Е. Н. (1)
- Турбин В. Н. (1)
- Тургенев А. И. (1)
- Тургенев И. С. (2)
- Турков А. М. (1)
- Тынянов Ю. Н. (1)
- Тютчева А. Ф. (1)
- Уитмен У. (1)
- Ульянов Н. И. (3)
- Урнов Д. М. (1)
- Федоров Н. Ф. (1)
- Федотов Г. П. (2)
- Фет А. А. (2)
- Филиппов Б. А. (4)
- Философов Д. В. (2)
- Флемберг Х. (1)
- Флоренский П. А. (1)
- Флорес Лопес Хосе Луис (1)
- Флоровский Г. В. (6)
- Фокин С.Л. (2)
- Франк С. Л. (5)
- Фридлендер Г. М. (3)
- Хлебянкина Т. И. (1)
- Ходасевич В. Ф. (1)
- Цвейг С. (0)
- Цветкова М. В. (1)
- Цимборска-Лебода М. (1)
- Ципенюк А. Д. (1)
- Чебышев-Дмитриев А. П. (1)
- Челышев Е. П. (1)
- Чернышевский Н. Г. (3)
- Чехов А. П. (1)
- Чжан Бян Гэ (1)
- Чижевский Д. И. (2)
- Чуднова Л. Г. (1)
- Чуков Б. В. (1)
- Чулков Г. И. (1)
- Чэнь Синьюй (2)
- Шаке Л. Т. (0)
- Шамбинаго С. К. (1)
- Шараков С. Л. (1)
- Шаталов С. Е. (1)
- Шаулов С. С. (1)
- Шевырев С. П. (3)
- Шишков А. С. (1)
- Шмеман А. Д. (1)
- Штейнберг А. З. (1)
- Щербина В. Р. (1)
- Эгеберг Э. (1)
- Эжен-Мельхиор маркиз де Вогюэ (1)
- Эйхенбаум Б. М. (2)
- Элиот Т. (0)
- Эльсберг Я. Е. (1)
- Эмилия Пардо Басан (1)
- Энгельгардт Б. М. (1)
- Эрге И. (1)
- Эрн В. Ф. (1)
- Юнге Е. Ф. (1)
- Юсуфов Р. Ф. (1)
- Яковлев Н. В. (1)
- Янг С. (2)
- «Я»
- Ад
- Антихрист
- Атеизм
- Ахматова А.А.
- Бахтин М.М.
- Белый А.
- Бессмертие
- Бесы
- Библия
- Благо
- Благодать
- Блок А.
- Бог
- Богоискательство
- Богостроительство
- Богочеловек
- Богочеловечество
- Бунин И.
- Вера
- Вечность
- Власти – Власть
- Воля
- Воскресение
- Время
- Всеединство
- Всемирность
- Гармония
- Гений
- Гоголь Н.В.
- Гордость и гордыня
- Горький М.
- Государство
- Грех
- Грехопадение
- Дар
- Дело
- Демократия
- Диавол
- Добро и зло
- Догмат
- Долг
- Достоевский Ф.М.
- Дух
- Дух святой
- Душа
- Жертва
- Жизнь
- Закон
- Западничество
- Земля
- Зло
- Знание
- Идеал
- Идея
- Идолы
- Иисус Христос
- Икона
- Империя
- Индивидуализм
- Интеллигенция
- Искусство
- Ислам
- Исповедь
- Истина
- История
- Иудаизм
- Капитализм
- Католицизм
- Коллективизм
- Комическое
- Коммунизм
- Космизм
- Культура
- Лермонтов М.Ю.
- Личность
- Логос
- Ложь
- Любовь
- Материализм
- Материя
- Мессианизм
- Мессия
- Милосердие
- Мир
- Мистика
- Молитва
- Мораль
- Надежда
- Народ
- Народничество
- Наука
- Нация
- Нигилизм
- Ничто
- Нравственность
- Оптимизм
- Опыт
- Откровение
- Почва
- Поэзия
- Правда
- Право
- Православие
- Прекрасное
- Природа
- Прогресс
- Промысел
- Просвещение
- Пространство
- Пушкин А.С.
- Равенство
- Разум
- Рай
- Реализм
- Революция
- Религия
- Ритуал
- Род
- Романтизм
- Русская идея
- Салоны и кружки
- Самодержавие
- Самоубийство
- Сатана
- Сверхчеловек
- Свобода
- Свобода воли
- Святость
- Семья
- Сердце
- Символ
- Сказка
- Славянофильство
- Слово
- Смерть
- Смысл
- Соборность
- Совесть
- София
- Спасение
- Страдание
- Страшный Суд
- Судьба
- Счастье
- Тайна
- Творчество
- Тело
- Толстой Л.Н.
- Трагедия
- Троица
- Труд
- Тютчев Ф.И.
- Ум
- Утопия
- Фатализм
- Христианство
- Ценность
- Церковь
- Цивилизация
- Человек
- Чехов А.П.
- Чувство
- Чудо
- Эрос
- Эсхатология
- Этика
- Юродство
- Язык
- Язычество
Примечания:
1 …своего олимпийского спокойствия». — Комментарии темы ‘Гете/ Тютчев’ см. в примечаниях к статье Л. И. Гроссмана «Тютчев и сумерки династий» (1918) в настоящем томе.
2 Сказав, что тайная основа жизни — темна и безо´бразна… — А. Л. Волынский, яркая проза которого отмечена по-иудейски экзальтированной патетикой и высокими интонациями Иова Богооставленного, из книги в книгу развивает тютчевскую мысль о «тайне жизни», заданной человекам в форме принципиальной неочевидности. В мире, по Достоевскому, таится умышление против человека (см. «Исповедь» Ипполита в «Идиоте» и метафору «диаволов водевиль» в «Братьях Карамазовых»), — и в этом смысле, у природы, «может статься, загадки нет и не было», по афоризму Тютчева в стихотворении «Природа — сфинкс. И тем она верней…» (1869). Волынский не одинок в своем любопытстве к тайне. Оно восходит к классическим традициям, в том числе и к «органической критике». Вот один пример из «тургеневской» статьи (1859) А. А. Григорьева: «Мысль, вторгаясь всегда порывом, действует и действовала в нас мучительно и болезненно… Чтобы разом представить осязательно это болезненное действие мысли, я опять обращусь к единственному истолкованию тайн жизни (курсив наш. — К. И.), к поэзии, и укажу вам на дикие результаты бурных и слепых стихийных веяний романтизма в поэзии, в натуре Полежаева, на страшную и холодно-беспощадную последовательность Лермонтова, на мучительные думы самородка Кольцова, на разрушительно подействовавшие на натуру и жизнь нашего высокого народного лирика, на глубокую религиозность поэзии Тютчева» (Григорьев А. А. Искусство и нравственность. М., 1986. С. 156).
Предлагаем в этой связи краткий очерк истории ‘тайны’, преимущественно на русском материале.
Тайна есть собственность на эзотерическую информацию. В архаической форме тайна является наследным достоянием — сословным (жрец, шаман) или социально-ролевым (вождь, политический лидер, резидент). В генетическом плане тайное знание старше явного, оно имеет сакральный источник; существует мифология передачи похищенного знания (Прометей), богодухновенного Откровения (скрижали Моисеевы, Благая Весть; ср. позднейший архетип творчества под «диктовку Музы»). Тайна обеспечивает функционирование властных структур («властный взгляд» героя пушкинского «Анчара» (1828) раскрывает тайну лидерства одного и послушания другого), механизмов социального обмана и самообмана, бытовой и политической авантюры, прикровенных микросоциумов (ордена, ложи, союзы) и органов государственного управления. В социально-бытовом смысле тайна есть основа частной жизни, семьи и большинства форм диалогического общения (тайна здесь состоит не в факте обладания уникальной информацией, а в условиях обмена между конфидентами). Тайне присуща эпическая серьезность трагизма; общеизвестная тайна («секрет Полишинеля») нелепа: утрата ее может быть приравнена к убийству или самоубийству (см. табу на подсматривание за богинями в античном мифе; запрет на произнесение имени Яхве; страх перед «неприличной» правдой в системах светского этикета, сравнимый с военной или политической цензурой печатного текста). Наиболее ранние ценности тайны связаны с телеологическим контекстом запросов к Судьбе; ср. с ролью оракулов, мантики и прочей ритуальной работы по разгадыванию загаданного. В свете архаического универсализма загадки весь мир есть не данность, но за-данность, в нем всегда сохраняется неодолимый эмпирическим знанием остаток неявного. Загадочность мира неизбывна, это условие его вечной новизны, непредсказуемости и источник гносеологической интриги. Мир есть интересная Тайна, привлекательность которой в том, что она поддается частичной разгадке; с ней или с ее Хозяином возможен диалог. Верно отгаданная истина и есть знание, опыт, мудрость и философия. Онтологическая неисчерпаемость тайного делает поиск правды о мире самоценным в бесконечности (отсюда убежденность Достоевского и Бердяева в том, что смысл жизни состоит в поисках смысла жизни; ср. отважный тезис П. Флоренского о том, что если истину можно искать, значит, она существует в его «Столп и утверждение Истины», 1914). Итогом ранней сакрализации тайны стало то, что всякое внебытовое знание было признано элитарным, опасным для профанов, а способ его наращивания (наука) стал прерогативой скрытой от непосвященных деятельности, которой покровительствуют верховные хранители последней тайны — боги (см. миф о пифагорейце Гиппасе, казненном богами за разглашение геометрического секрета ученой общины). В ранних христианских сектах круговая порука сплачивающей единоверцев конфессиональной секретности ставится выше семейно-родовых связей. Подлинный трансцензус тайного накапливается в опыте неоплатонического визионерства (Плотин), еврейской Каббале и гностических интуициях иудео-элли-нистического культурного синтеза. Христианство вносит в мир новую транскрипцию чуда (Боговоплощение и Откровение), выстраивает эсхатологическую перспективу в векторе искупления и спасения, насыщает смысловой горизонт судьбы новой вечной тайной Апокалипсиса. Великая Тайна христианства — в необратимом крушении ветхой самоочевидности бытия, в невозможности мира остаться таким, каким он был до явленья в него Христа (ср. бунт против самоочевидности в прозе Л. Шестова и тему онтологического абсурда у Кьеркегора и Камю). Христианство утверждает историософскую принципиальность тайны мира; тайна становится смысловым наследием и конфессиональным «допингом» неофита: ему ведом теперь имеющийся у него шанс на спасение. Монотеизм порождает персоналистскую философию тайного: в богочеловеческом интимном диалоге «я» и «Ты» рождается молитвенная «теплота сплачивающей тайны» (С. Аверинцев). Если ветхозаветная мифологема ‘Страх Божий’ осталась основным источником контекстов ужаса, угрозы и репрессии (со стороны таинственного в своих непредсказуемых поступках Яхве), то тезис «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8) возвращает тайну человеку, делает ее поэтичной (с ней можно играть) и мучительной вместе (как всякий интериоризован-ный Эрос). Христианство впервые утверждает человеческий контекст тайного, его конгениальность новизне и таланту, парадоксу и остроумию (ср. «хитрость разума» у Гегеля), игре и иронии (что не исключает чувства мировой «умышленности» природы против человека). Существует эстетика тайны: тайна прекрасна, как таинственна и сама красота. Тайна есть принцип вечной новизны мира, его неизбежной онтологической сенсационности, «интересности» (Я. Э. Голосовкер). Есть этика тайны: в тайне суть онтологического стыда последнего самораскрытия (мировая скука начинается со снятия всяческих покровов; разочарование растет на чувстве обманувшегося в таинственности тайны, а депрессия знаменует утрату веры в таинства мира и культа). Греховно таиться пред Богом; внутри-божественная жизнь есть развоплощение тайного; нет тайн в Рае и Аде. Тайна возможна лишь в динамическом мире истории, порыва, дерзания, греха и благодати. В тайне маркируется агностический порог: Бог есть Тайна (основной тезис богословия); человек есть тайна (основной тезис философской антропологии); история есть тайна (основной тезис философии истории и историософии); «чужая душа потемки» (основное предубеждение персоналистской этики). На фоне позитивистского и моралистического отвращения к тайне («Да нет ничего такого!» (т. е. тайного и загадочного в мире), — скажет Л. Толстой), на фоне разоблачительного, самодовольного пафоса вульгарного материализма религиозная мысль предприняла философскую охрану тайны как онтологического фундамента и антропологической доминанты. Парадоксальным итогом этого предприятия в экзистенциальной традиции стало то, что Ничто (предбытийно-сущая пустотность) у Сартра и безосновный Ungrund Я. Бёме в редакции Бердяева совпали своими премирными абрисами, очертив то, чего нет: ничтойствующую тайну миробожественного Первоистока. Это сравнение типов нигилистического тайноведения можно усилить, поставив рядом с почти атеистом Сартром и почти христианином Бердяевым И. Бродского, центральным приемом в поэзии которого стало описание силуэтных пустот на месте исчезнувшей предметности (ср. в «Чевенгуре» А. Платонова: золу «не разгребают куры, потому что их поели»: Платонов А. П. Чевенгур. Роман. М., 1989. С. 30). От минус-бога в секте дыромоляев (описанных А. Белым и Н. Бердяевым) до назойливой поэтики дыры у А. Вознесенского и И. Бродского живет в русской традиции вера в сущее внеприсутствие тайного как онтологической фикции и нулевой возможности быть (Ф. Тютчев). Этой тенденции противостоит иная трактовка тайны, в соответствии с которой она понимается как то, к чему не найден пока ключ, код, шифр, язык понимания. Тайна маркируется в терминах лингвистической апофатики: «несказанное», «невыразимое», «Святыня» (С. Франк), образ «таинства Натуры» в сочинениях масонов. Онтологической и гносеологической релятивизацией тайны мы обязаны энтузиастам таинственного — романтикам. Они превратили тайное в объект иронически обратимой эстетической игры и художнического фокуса. Для классического романтизма не столько Мир есть тайна, сколько Тайна есть мир (альтернация ветвящейся реальности, сна, мифа, грезы, галлюцинации). Романтики, с их любопытством к средневековому опыту мистического визионерства, пытались вернуть тайнозрению статус надежной формы интуитивного видения. Если Запад так и остался на путях диалектического «разоблачения» естества методами антиномии и дуалистического расщепления объекта, а Восток — при хитроумном проницании сквозь «матрешечную» фактуру многослойно повитого тайной бытия, то русская традиция, в частности православная, сохранила пиетет и почти языческую осторожность по отношению к тайне: прикровенное должно быть прикровенным, а откровенному пристойно символическое озна´ченье по чину внутренней красоты (П. Флоренский). Если тайна задана, то аналитический перебор признаков ее (имитация метода проб и ошибок) приведет к ее уразумению. Если мир есть энигматический «текст», то найдется и его «читатель», поставивший стяжание Св. Духа целью христианской жизни; праздному любопытству мира в ней противостоит масштабность созерцательного покоя и смиренное предстояние вышней мудрости. Благодатный посул горнего знания сбывается на взыскующем истины в виде акции по самораскрытию богоподобия. Это и есть смысловое дно мировой тайны, итог богочеловеческого процесса в истории и финальная проекция Апокалипсиса в момент убывания времени и рождения Новой Земли и Нового Неба.
См. тексты, отражающие проблематику тайного: Смирнов А. А. Таинственное и тайны (Метерлинк и Софокл) // Новый путь. 1904. Апрель. С. 212—222; Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна Богослова (Опыт догматического истолкования). М., 1991; Ильин В. Н. Загадки жизни, 1925; По Э. Философия творчества, 1846; Поэтический принцип, 1850; Соколовский П. А. Таинственное в обычном. Шанхай, 1936. Кн. 1. Размышления. Кн. 2; Блудный сын; Федотов Г. П. Загадка России // Новый журнал. Нью-Йорк, 1943. № 5. С. 161—181; Франк С. Л. Непостижимое, 1939 (Соч. М., 1990).
См. исследования: Гаспаров М. Л. Петербургский цикл Б. Лифши-ца. Поэтика загадки // Гаспаров М. Л. Избр. труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 229—240; Голосовкер Я. Э. Интересное // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 115—142; Канетти Э. Тайна // Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. С. 314—321; Кораблев А. А. О структуре таинственного: тайна — загадка — секрет // Литературоведческий сборник. Донецк, 1999. Вып. 1. С. 11—17; Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Три беседы о метатеории познания // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V. С. 345—376; Розанов В. Тайна стихии // Новый путь, 1903. Июнь. С. 164— 170; Тайна имени. Сб. Харьков, 1994; Тартаковский М. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка. М., 1993; Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. Т. 17; Шаховской Иоанн. О тайне человеческой жизни // Шаховской Иоанн. Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 449—452; Пигров К. С. Блеф и тайна как феномены человеческой жизни // Жизнь человека: Опыт междисципл. иссл. СПб., 1997.
3 Ночь хмурая, как зверь стоокий, / глядит из каждого куста. — Цитируется стихотворение «Песок сыпучий по колени», 1830. Н. А. Некрасов поставил рядом с этими стихами цитату из «Мцыри» Лермонтова: «И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста». Тексты имеют общий источник — «Willkommen und Abchrid» («Свидание и разлука») Гёте. Ср. у А. Фета: «Когда созвездия заблещут в вышине, / И сном у Аргуса начнут смыкаться очи» («Когда мечтательно я предан тишине…», 1847; Фет, 118). У Чехова образы ночного Аргуса получают мистическую трактовку. Стоило Ионычу на кладбище «вообразить себя мертвым, зарытым здесь навеки, то ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние» («Ионыч», 1899 — Чехов. 9, 363). На Ионыча смотрит его будущее в образе Ночи-Аргуса; герою рассказа «Случай из практики» (1898) тоже мерещится, что «как будто эта неизвестная, таинственная сила была близко и смотрела» (Чехов. 9, 311).
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец