Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XX век / Последняя любовь Тютчева

Последняя любовь Тютчева

Печатается по первоисточнику: Новый журнал. [Нью-Йорк,] 1948. № 18. С.181—200.

Статья Вейдле является обогащенным собственными наблюдениями конспектом работ Г. И. Чулкова (1879—1939) «Любовь в жизни и лирике Тютчева», 1922 (ТС, 5—32) и книжки «Последняя любовь Тютчева (Е. А. Денисьева)» (Л.; М., 1928): использованы композиция статьи, цитируемые в ней материалы и просто отдельные фразы. Некоторые добавки Вейдле из других источников ничего существенно нового к исследованию Г. Чулкова не прибавляют.

Примечания:

1 Есть, правда, письма Китса к Фанни Браун и самой жизнью рожденная трагедия Гёльдерлина и его Диотимы; есть поразительный в своей законченности роман Жорж Санд и Мюссе, и «образцовая» любовь Браунинга и Елизаветы Баррет. — Роман английского поэта-романтика Джона Китса (1795—1821) с соседкой по жилью Фанни Браун длился с сентября 1818 г.; предполагался брак, но он оттягивался из-за плохого состояния финансовых дел Китса.
Роман французской писательницы Жорж Санд (Аврора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1794—1876), которая в 1831 г. уехала от мужа и поселилась в Париже, с поэтом-романтиком и беллетристом Альфредом де Мюссе (1810—1857), длился с 1833 до примерно 1836 г.
Фридрих Гёльдерлин (1770—1843) — один из крупнейших поэтов-романтиков Германии, в 1796—1798 гг. был домашним учителем во Франкфурте-на-Майне в семье коммерсанта Гонтара, где он познакомился с хозяйкой дома, Сюзеттой Гонтар. Влюбленный в нее Гёльдерлин называл Сюзетту Диотимой, по имени героини своего романа «Гиперион» (см. письма Диотимы: Die Briefe der Diotima / Hg. Carl Viсtor. Lpz., 1923). Попытка поставить рядом имена Гёльдерлина и Тютчева сделана в эссе А. И. Неусыхина (ЛН. 2, 542—547).
Роберт Браунинг (1812—1889) — английский поэт, в 1846 г. при романтических обстоятельствах женился на поэтессе Элизабет Баррет Мо-ултон (Браунинг; 1806—1861). См. ее письма: The letters / Ed. F. G. Kenyon. London, 1897. Vol. 1—2. См.: Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. М., 1973. С. 309—351.
2   «Ты мой собственный»… — из письма А. И. Георгиевскому от 13/25 декабря 1864 г. (1980. 2, 201).
3   …для него начинается новая жизнь не потому, что он полюбил, как для Данте, — incipit vita nova, а потому, что <…> поэт узнал, что он любим. — Ср. у Г. Чулкова: «Беатриче Данте была юная флорентийская дама, однако мы не сомневаемся, что в обличье этой особы поэт увидел то вечно-женственное начало, которое позволило ему написать “Божественную комедию”. Графиня Лерхенфельд так и останется в глазах поэта мюнхенской красавицей, и он не видел в ней ничего иного. Все прочие любовные увлечения Тютчева не оставляют сомнения в том, что поэт искал в них совсем не тех откровений, какие чаровали душу Данте» (Чул-ков Г. Любовь в жизни и лирике Тютчева // ТС. 29—30).
О Данте разговаривал М. Погодин с Шеллингом в пору знакомства с Тютчевым (ЛН. 2, 73). Тютчев мог познакомиться с трактатом (или лекцией) Шеллинга «О Данте в философском отношении» в составе «Философии искусства» (1803—1805): Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966. С. 445—456.
В. С. Соловьев писал об объединяющей Данте и Тютчева идее «всемирной монархии» (Соловьев Вл. Письма: В 4 т. / Ред. Э. Радлов. Пг., 1923. Т. 4. С. 27). С именем Данте связывает мирочувствие Тютчева и Г. Мейер в публикуемой в Антологии статье. См. скульптурно-архитектоническое и фонетическое соприсутствие Данте и Тютчева в трактате О. Э. Мандельштама «Разговор о Данте», 1933 (М., 1967. С. 17, 78). Единственная пока работа на тему ‘Тютчев/Данте’ завершается выводом: «Дантовские истоки имперских идей Тютчева бросают свет на тютчевскую традицию в “имперской теме” молодого Мандельштама» (Лотман Ю. М. Тютчев и Данте. К постановке проблемы // Типология литературных взаимодействий (Ученые записки Тартуского госуниверситета. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1983. Вып. 620. С. 35). См. в этой связи: Мусатов В. Мандельштам и Тютчев // Творчество писателя и литературный процесс. Межвуз. сб. научн. трудов. Иваново, 1981. С. 189—205.
4   Гейне восхищался ею <…> был влюблен в ее сестру. — «Восхищался» Гейне А. Крюденер: о «божественной Амалии» Гейне говорит в письме к Тютчеву от 1 октября 1828 г.: Гейне Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1959. Т. 9. С. 478—479.
5   …вызванного ночным пожаром и описанного впоследствии Тургеневым… — В рассказе И. С. Тургенева «Пожар на море» описана реальная катастрофа 14/28 мая 1838 г.; сам Тургенев при этом повел себя не лучшим образом, как говорят очевидцы, в частности, широко осведомленный в подобных историях князь Петр Владимирович Долгоруков (1815—1868): Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860—1867. М., 1934.
99
6  …странное письмо. — В списке адресатов Л. Н. Толстого фамилии г-жи Лапп не значится.
7  …пишет мадригалы племяннице Горчакова Н. С. Акинфиевой. — Роман А. М. Горчакова со своей внучатой племянницей красавицей Надеждой Сергеевной Акинфиевой (1839—1891) наделал шума и вызвал недовольство государя (ЛН. 1, 316). А. И. Георгиевский (1830—1911) писал в своих «Воспоминаниях»: «Н. С. Акинфиева, обворожившая всех наших дипломатов, начиная с их главы князя А. М. Горчакова и кончая почтенными членами его Совета бароном Жомини и Ф. И. Тютчевым» (ЛН. 2, 118). Ей посвящено стихотворение «Как летней иногда порою…», 1863.
8  У Китса было прозрение о том, что поэту свойственно быть лишенным ясно очерченной, выпуклой личности… — Из «Писем» (опубл. 1848) Джона Китса: «Характер поэта <…> лишен всякой определенности. Поэт не имеет собственного “я”, он все и ничто. У него нет характера. <…> Поэт — самое непоэтическое существо на свете. У него нет постоянного облика, но он все время стремится его обрести — и вселяется в кого-то другого» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1967. Т. 3. С. 793). Это убеждение Китса создало в англоязычной культуре свою традицию. Томас Стернз Элиот (1888—1965) в трактате «Традиция и индивидуальный талант» (1919), поминая попутно Китса, утверждает: «Та точка зрения, которую я пытаюсь опровергнуть, возможно, связана с метафизической теорией субстанционального единства души; моя мысль в том, что поэт не выражает некую “личность”, но служит своего рода медиумом, являясь лишь средой, а не индивидуальностью, в которой впечатления и опыт реальной жизни сочетаются в причудливых и неожиданных комбинациях. Такие впечатления и такой опыт, для личности в ее обычном бытии очень важные, могут никак не отразиться в поэзии, а тот опыт, который становится важен в поэзии, может играть лишь самую ничтожную роль в обыденной жизни поэта как индивидуальности» (Элиот Т. С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев, 1996. С. 164). Ср. суждение Гоголя о Пушкине: «Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков удержали свою личность. У одного Пушкина ее нет» (Гоголь Н. В. Собр соч.: В 4 т. М., 1952. Т. 4. С. 121).
9  …вернувшись <…> с проповеди епископа Мермийо… — неустановленное лицо.
10 …обедал с Герценом (который писал Огареву: «Тютчев еще больше мед и млеко»)… — См.: Герцен. XXVIII, 50. Э. Ф. Тютчева пишет из Парижа 10/22 марта 1865 г. К. Пфеффелю: «Он (Ф. И. Тютчев. — К. И.) встретил в Париже множество русских знакомых <…>» (ЛН. 2, 372). Тютчев виделся в Париже с Герценом дважды (Герцен. XXVIII, 48—50; содержание бесед неизвестно), был на заседании Законодательного корпуса (1984. 2, 276). В целом сюжет ‘Герцен/Тютчев’ неясен. Известен уничижительный отзыв Герцена о «московском Ювенале» при публикации послания Тютчева «Его светлости князю А. А. Суворову» (1863) в «Колоколе» 1 января 1864 (Герцен. XVIII, 19—20). Послание Тютчева вызвано отказом генерал-губернатора Александра Аркадьевича Суворова (1804—1882), внука полководца, подписать приветственный адрес М. Н. Муравьеву-Вешателю.
Исследователями отмечено общее внимание Герцена и Тютчева к Бё-ме (ЛН. 1, 178—179). Читателем «Колокола» была Екатерина Федоровна Тютчева (1835—1882), младшая дочь от первого брака (ЛН. 2, 457). Она же через Дарью Федоровну попросила папa достать и переслать ей запрещенные «Записки» Екатерины II с предисловием Герцена, и папa, как председатель Комитета цензуры иностранной (!), просьбу выполняет (ЛН. 2, 298).
11   П. В. Быков, видевший его тогда же… — См.: ТС, 17.
Быков Петр Васильевич (1843—1930) — писатель, библиограф, текстолог, мемуарист («Силуэты далекого прошлого», 1930); редактор изданий сочинений А. С. Афанасьева-Чужбинского, А. И. Плещеева, Н. С. Лескова, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева (см.: Николаев А.А. Об издании «Полного собрания сочинений» Тютчева (1912) // ЛН. 2, 534— 542).
12   «И если загробная жизнь мне дана», — как говорит Боратынский… — Неточно цитируется последняя строфа стихотворения Баратынского «На смерть Гёте», 1832 (нужно: «…нам дана»: Баратынский, 242).
13   Один из его сослуживцев, гр. Капнист, заметил… — История стихотворения «Как ни тяжел последний час» (1867; см.: 1966. 2, 430) рассказана в предисловии к «Сочинениям графа П. И. Капниста» (М., 1901. Т. 1. С. СХХХIV). Капнист Петр Иванович (1830—1898) — публицист, драматург, поэт, цензор-чиновник Главного управления по делам печати. Внук писателя В. В. Капниста (1758—1823), внучатый племянник Гаврилы Романовича Державина.
Скачать
Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Чуднова Л. Г.
Публикации
Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Виноградова С. М.
Публикации
Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Ефимов В. В.
Публикации
Русская литература и национальный имидж

Русская литература и национальный имидж

Орехов В. В.
Публикации
Исследования. Письма о литературе

Исследования. Письма о литературе

Бем А. Л.
Публикации
Достоевский. Контекст творчества и времени

Достоевский. Контекст творчества и времени

Ашимбаева Н. Т.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Достоевский Ф. М.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Мудрость А. С. Пушкина

Мудрость А. С. Пушкина

Мережковский Д. С.
Пушкин А.С.
Публикации
Новости 1 - 8 из 200
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец