Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XX век / Поэтический мир Тютчева

Поэтический мир Тютчева

Печатается по первопубликации: Тютчевский сборник, Таллинн, 1990. С. 108—141. Перепечатка: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 145—171.

Примечания:

1   …«соединение несоединимых: романтизма и барокко». — Характерна эта проговорка Ю. М. Лотмана: у Л. В. Пумпянского последние слова этой фразы-вывода и всей цитируемой статьи звучат иначе: «…романтики и барокко». См. наш комментарий к републикуемой в Антологии статье Л. Пумпянского.
2   Подобно тому как теоретическая идея, лежащая в основе книги М.М.Бахтина о Рабле… — Свое отношение к книге М.М.Бахтина «Творчество Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (М., 1965) Ю. М. Лотман выразил в обзорной статье-рецензии, написанной совместно с Б. А. Успенским (Вопросы литературы. 1977. № 3. С. 148—167). Ю. М. Лотман принимал личное участие в судьбе М. М. Бахтина; Б. Ф. Егоровым опубликованы фрагменты их переписки (см.: М. М. Бахтин: черты универсализма//Проблемы бахтинологии. Вып. III. СПб. В печати). Именно Ю. М. Лотману принадлежит словечко, вынесенное позже на обложки трех петербургских сборников «Проблемы бахтинологии», издаваемых с 1991 г.
3   …и столь же сильным порывом «вкусить уничтоженье». — Историческим источником этого суждения служит статья С. Л. Франка, упомянутая в начале работы Б. М. Эйхенбаума «Письма Тютчева» (1916) и в исследовании  Ю. М. Лотмана.  В эссе  С. Л. Франка  «Космическое  чувство в поэзии Тютчева» (1913; воспроизведена в Антологии) дан комментарий художественной онтологии Тютчева, в том числе и оппозиции ‘бытие/небытие’.
4   Однако в словаре Тютчева «кипит»… — Ср. анализ (в духе В. Гумбольдта и А. А. Потебни) исторической семантики ‘кипятка’ и внутренней формы этого слова в лингвистическом эссе П. А. Флоренского «Строение слова» (Контекст’1972. Литературно-теоретические исследования. М., 1973. С. 348—369).
5   …(Н. Я. Берковский указал <…> с идеями и текстами Шеллинга.). — См.: Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев (1969) // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 176—177. Здесь же говорится: «По Тютчеву, владеть каким-то явлением — это знать его не только в готовом виде, но и в черновом, недосозданном. Утро нужно знать с самого его рождения, человека — в те минуты, когда открывается подпочва его личности, когда все острое и характерное в нем ослабевает. Это не значит, что Тютчев черновое состояние ставит выше белового, дохарактерное выше характерного. Он хочет знать, какие еще возможности содержатся в человеке, чем и как он способен обновлять себя. Очевидно, в этом смысл стихотворения “Тени сизые смесились…”, в котором как бы воспроизводится генезис личной души, начиная от первозданного безразличия, где личное еще не отделилось от безличного, сознательное от материального: “Все во мне, и я во всем…” Здесь допустима некоторая аналогия с Шеллингом, считавшим, что воспроизводить историю вещей, их генезис — это и значит познавать их по существу. В стихотворении “Тени сизые смесились…” человек как бы нырнул в собственную предысторию, которая, однако, шире того, что он сделал из нее в своей сознательной жизни. Здесь слышны и тоска расставания с самим собой, и восторг каких-то новых его приобретений, возможных для человеческой личности, познавшей свои богатства, так и оставшиеся без движения» (Указ. соч. С. 169). Небесполезно сопоставить эти рассуждения Н. Я. Берковского, звучавшие в российской ситуации 1969 года весьма неординарно, с религиозно-этическим комментарием формулы «все во мне, и я во всем!..» (1966. 1, 75) другого автора из другой столицы Европейского континента, который в те же примерно годы припомнил этот тютчевский афоризм, размышляя над тем внутренним состоянием души Раскольникова, когда в нем просыпается герой пантеистического сценария тютчевской пиесы: «Крайняя усталость, истощение сил телесных и душевных дают ощутить приближение конца, умирания и, одновременно, обостряют внутреннюю зоркость: человек двоится, троится в себе и начинает видеть таинственную связь со всем происходящим вокруг него. Все им видимое, живет отдельной жизнью, но в то же время он воспринимает это как прямое продолжение самого себя. Подобное состояние охватывает человека, когда он стоит на грани погасания, чему вполне соответствуют сумерки, растворяясь в них, можно лишь повторить сказанное Тютчевым: “все во мне, и я во всем”. Но это ощущение слияния с миром, с точки зрения христианской, греховно: оно порождено не цельной, а раздробленной, потерявшей себя личностью» (Мейер Г. Свет в ночи (О «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения / Предисл. Н. Тарасовой. Франкфурт-на/М., 1967. С. 211).
6   …предложенную Тютчевым в споре с Шеллингом… — См. о «безумии креста» в реплике Тютчева в передаче К. Пфеффеля (ЛН. 2, 37).
7  См. примеч. 4 к статье В. Вейдле «Поэзия Тютчева».
8  (…аравийской земли…»). — См. углубление этой темы в статье Ю. М. Лотмана «Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова» (Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 5—22).
9  Восприятие радуги как символа мгновенности в природе… — См. об архаической и масонской символике ‘радуги’ во вступительной статье Ю. М. Лотмана к изданию: «Поэты 1790—1810 гг.» (Л., 1971). Ср. «В “Вечерах…” Гоголя цвета чисты от радуги; тенденция цвета — вспыхнуть, дать отсверк…» (Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 123).
10 …как справедливо отмечала Л. Я. Гинзбург… — «Личность — ни биографическая, ни условно лирическая — так никогда и не стала средоточием поэзии Тютчева» (Гинзбург Л. Я. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974. С. 96).
Скачать
Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Чуднова Л. Г.
Публикации
Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Виноградова С. М.
Публикации
Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Ефимов В. В.
Публикации
Русская литература и национальный имидж

Русская литература и национальный имидж

Орехов В. В.
Публикации
Исследования. Письма о литературе

Исследования. Письма о литературе

Бем А. Л.
Публикации
Достоевский. Контекст творчества и времени

Достоевский. Контекст творчества и времени

Ашимбаева Н. Т.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Достоевский Ф. М.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Мудрость А. С. Пушкина

Мудрость А. С. Пушкина

Мережковский Д. С.
Пушкин А.С.
Публикации
Новости 1 - 8 из 200
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец