Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XX век / Астральный роман

Астральный роман

Впервые: Биржевые ведомости. Утр. вып. 1916. № 15 651, 1 июля. Вошло в кн.: Бердяев Николай. Кризис искусства. М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918. С. 36—47 (репринтное издание—М., 1990). Перепечатано в кн.: Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Вступ. статья, составление, примечания Р. А. Гальцевой. М., 1994. Т. 2. С. 438—446.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948, Кламар, под Парижем)—философ, публицист, литератор, общественный деятель, ключевая фигура эпохи русского религиозного возрождения, несколько лет председательствовал на собраниях Башни Вяч. Иванова, участник сборника «Вехи» (М., 1909, ст. «Философская истина и интеллигентская правда»). Одна из главных книг—«Смысл творчества. Оправдание человека» (1916), основатель Вольной академии духовной культуры (1918— 1919). В 1918 г. одновременно с М. Осоргиным избран вицепредседателем Всероссийского союза писателей. В 1922 г. выслан из России на «философском пароходе». До середины 1924 г. жил в Берлине, где учредил Русский научный институт, в котором профессорствовал И. А. Ильин. С осени 1924 г. жил во Франции, много печатался, создал и возглавил журнал «Путь», выступал с лекциями, развивал идеи экзистенциалистской мета физики («Философия свободного духа», 1927). В России, в интеллектуальной среде, особый интерес вызвала его книга «Самопознание: Опыт философской автобиографии» (Париж, 1949). Развитые в книге идеи оказались близки и созвучны Ахматовой в годы работы над «Поэмой без героя», которая была ее художественным самопознанием, о чем свидетельствуют и маргиналии в записных книжках. Ахматова замечает: «…очень многое, о чем пишет Бердяев, “двоится”, “троится” в моей поэме, там передано чтото, м. б. даже главное» (ЗК. С. 153). Одна из центральных философских идей «Поэмы без героя», идея «двойничества» накладывается, как говорила Ахматова, на суждения Бердяева: «…я очень скоро почувствовал, что в петербургском воздухе того времени были ядовитые испарения. Было чтото двоящееся, были люди с двоящимися мыслями. Не было волевого выбора. Повсюду разлита была нездоровая мистическая чувственность, которой раньше в России не было» (Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. С. 142).
Скачать
Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Чуднова Л. Г.
Публикации
Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Виноградова С. М.
Публикации
Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Ефимов В. В.
Публикации
Русская литература и национальный имидж

Русская литература и национальный имидж

Орехов В. В.
Публикации
Исследования. Письма о литературе

Исследования. Письма о литературе

Бем А. Л.
Публикации
Достоевский. Контекст творчества и времени

Достоевский. Контекст творчества и времени

Ашимбаева Н. Т.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Достоевский Ф. М.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Мудрость А. С. Пушкина

Мудрость А. С. Пушкина

Мережковский Д. С.
Пушкин А.С.
Публикации
Новости 1 - 8 из 200
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец