Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XX век / Как не следует комментировать Щедрина <Фрагменты>

Как не следует комментировать Щедрина <Фрагменты>

Впервые: На литературном посту. 1928. № 19. С. 37–39. Печатается по первопубликации.

Примечания:

1 В этом замечании Ольминского отражается прагматический, по сути, антикультурный подход к комментариям художественных текстов, вскоре ставший главенствующим в советских изданиях 1930–1940-х гг. и пагубно отразившийся в «академических» изданиях Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и др.
2 См.: 13, 349.
3 В деидеологизированной науке деятельность «Священной дружины» подвергнута беспристрастному анализу и освобождена от диких ярлыков, подобных навешенному ей Ольминским. Объективно «Священная дружина» стала одной из первых, если не первой контртеррористической организацией в России. Созданная прежде всего для охраны императора и членов императорской фамилии, «Священная дружина» требовала соблюдения конспиративности. Это вызывалось, главным образом, недоверием к жандармско-полицейским структурам, недоверием, резко возросшим после 1 марта, хотя это и приводило к разобщённости действий. Понятная по замыслу и своей идее, «Священная дружина» в практическом отношении, как многие инициативы «снизу» (хотя и родившаяся в придворных кругах), оказалась не эффективной. Художественная прозорливость и здесь не подвела Салтыкова: мало что зная об этой секретной организации, он смог в резко сатирической форме сказать о её слабых местах, художественно высказал свои предположения о причинах их возникновения.
Нельзя забывать, что, кроме Салтыкова, у «Священной Дружины» был куда более серьёзный оппонент — император Александр Александрович, уже 26 ноября 1882 г., несмотря на серьёзные успехи этой организации, упразднивший её. Были у неё и другие противники — что называется, «справа» — новый министр внутренних дел Д. П. Толстой, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, М. Н. Катков (стараниями двух последних в Москве для охраны императора при посещении им Первопрестольной из приходских хоругвеносцев была создана «Добровольная охрана» или «Добровольная народная дружина», по предназначению близкая «Священной Дружине», но и противостоящая ей своей открытостью и многочисленностью: около 15 тысяч человек против 729 в «Священной Дружине»).
Как показал Ю. А. Пелевин, наиболее активным противником священно-дружинников был заведующий агентурой Петербургского охранного отделения, ставший инспектором секретного полицейского сыска Г. П. Судейкин, очевидно, полагавший, что эти добровольцы вторгаются в сферу его профессиональной деятельности и уже тем ставят под сомнение её эффективность. Именно он «сфабриковал и распространил по Петербургу подложную прокламацию от имени ИК “Дружины”, которая полностью опорочила дружинников в российском обществе. С ведома полиции эта фальшивка была опубликована в “Новом времени” с надлежащими комментариями». В итоге «Священная Дружина» прекратила свое существование, хотя объективно, с исторической точки зрения «в недрах “Дружины” вызревала положительная программа либерально-консервативного преобразования российского об щества. “Священная Дружина” исторически значима и как первая попытка создания разрешенной правительством (хотя и не официально) политической партии в России» (См. подробно: Пелевин Ю. А. «Священная дружина» против народовольческой эмиграции // «Будущего нет и не может быть без наук…». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 604–634. Цит. по электронному ресурсу: http://books.hi-electres.ru/index.php/9-k-domashnemu-zadaniyu/bibliografiya/5). Это помимо успешного противостояния социал-радикалам, прежде всего, народовольцам.
Как видно, созданный Салтыковым яркий образ «взволнованных лоботрясов», подразумевавший «священнодружинников», объективно не был справедливым и расценивался цензурным ведомством как неправомерное вторжение писателя в сложную, во многом законспирированную систему государственного противостояния социал-радикализму.
Скачать
Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Н.С. Лесков о литературе и искусстве

Чуднова Л. Г.
Публикации
Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Революция 1905-1907 годов, литература и журналистика

Виноградова С. М.
Публикации
Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Нарком А.В. Луначарский и классики русской литературы (по архивным материалам)

Ефимов В. В.
Публикации
Русская литература и национальный имидж

Русская литература и национальный имидж

Орехов В. В.
Публикации
Исследования. Письма о литературе

Исследования. Письма о литературе

Бем А. Л.
Публикации
Достоевский. Контекст творчества и времени

Достоевский. Контекст творчества и времени

Ашимбаева Н. Т.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Федор Михайлович Достоевский 1821–1921

Достоевский Ф. М.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Мудрость А. С. Пушкина

Мудрость А. С. Пушкина

Мережковский Д. С.
Пушкин А.С.
Публикации
Новости 1 - 8 из 200
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец