Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XIX век / Размеры и свойства таланта Салтыкова <Фрагменты>

Размеры и свойства таланта Салтыкова <Фрагменты>

Впервые: под названием «М. Е. Салтыков. (Критические очерки)» цикл печатался в газете «Русские ведомости» с июля по декабрь 1889 г. Затем включён в книгу Михайловского «Критические опыты» (М., 1890).

Печатается по: М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик, художник и публицист // Составил Н. Покровский. М., 1906. С. 45–75.

Примечания:

1 В статье «Взгляд на текущую литературу» Н. Н. Страхов писал: «Нынеш ний смех, которого представителем нужно считать г. Щедрина, есть совершенно особенная потеха, очень характерная для нашего времени. Все называют г. Щедрина сатириком, то есть относят его к межеумочному роду не принадлежащему к настоящему художеству, и даже ярые его приверженцы самым естественным образом пропускают его имя, когда вздумают говорить о наших художественных писателях. Но и понятие сатиры есть нечто слишком точное и определенное, в сравнении с тем, что пишет г. Щедрин. Это не сатира, а переходящие всякую меру карикатура, не ирония, а нахальная издёвка, неистовое глумление, не насмешка, а надругательство над всяким предметом, за который берется этот сатирик. Все это совершается с несомненным талантом; скажем более — несомненный талант нахальства и глумления один только и руководит автора в его долгой деятельности; он давно уже забыл требования мысли и художества, давно уже обдумывает не лица, а только прозвища, не действия, а только сильные выражения и язвительные обороты речи. Но художество не дает попирать себя безнаказанно; та правда, которой мы в нем ищем и в которой состоит его сущность, не открывается писателю, который не служит искусству добросовестно. Вот почему этот фельетонист, конечно, не стоящий имени сатирика, так успешно потешает свою публику, но невообразимо скучен, почти невозможен для чтения, для людей сколько-нибудь серьезных. Изредка можно полюбоваться теми чертами нашей ноздревщины и хлестаковщины, которые схватывает г. Щедрин, но в целом из этого ничего не выходит, и внимательный читатель скорее убеждается, что тут не только нет самого отдаленного последствия Гоголя, а даже наоборот, что вся эта пресловутая сатира сама есть некоторого рода ноздревщина и хлестаковщина с большою прибавкою Собакевича» (Русь. 1883. № 2. 17 января. С. 34–35).
Скачать
Арзамас

Арзамас

Вигель Ф. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Кружки западников и славнофилов ч. 2

Кружки западников и славнофилов ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Вяземский П. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Тютчева А. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Соллогуб В. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Шевырев С. П.
Салоны и кружки
Публикации
Дружеское литературное общество ч. 2

Дружеское литературное общество ч. 2

Тургенев А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Новости 1 - 8 из 145
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец