Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XIX век / Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

Впервые напечатано отдельной брошюрой в Москве в 1842 г. (с пометой: «Июня 16<-го> 1842»). Печатается по: Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. М., 1981. С. 141–150.
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) — поэт, историк, критик, публицист; сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859) и брат Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886). Братья Аксаковы были одними из виднейших деятелей так называемого «младшего» славянофильства.
Печатаемая статья посвящена 1-му тому «Мертвых душ», вышедшему в свет в мае 1842 г. В. Г. Белинский, который счел брошюру Аксакова апологетической и к тому же искажающей смыл гоголевского творчества в славянофильском духе, высказал свои возражения в рецензии, помещенной в «Отечественных записках» (1842. Т. XXIII. № 8. Отд. VI. С. 46–51; Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.; Л., 1955. Т. 6. С. 253–260). Белинский упрекал Аксакова в полном игнорировании гоголевского социального критицизма. По его мнению, действительный пафос «поэмы» Гоголя «есть юмор, созерцающий жизнь сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 255). Аксаков ответил «Объяснением», опубликованным в журнале «Москвитянин» (1842. № 9 (отд. «Критика»). С. 220–229). Там он, в частности, давал гоголевскому «юмору» совсем иное освещение, чем делал это Белинский в «Отечественных записках»: «Только не читавший Гоголя не знает, что у него есть юмор и что этого юмора нет у Гомера. Здесь объясним мы слова, которые так смутили рецензента. Юмор в наше время есть то, что необходимо сопровождает самое полное и спокойное созерцание поэта, и у Гоголя он находился с самого начала его деятельности: но это не тот юмор, который выдает, выставляет субъект, уничтожая действительность (чему примеров можно много найти между знаменитыми произведениями), но тот, который связует субъект и действительность, сохраняя и тот и другую, так что не мешает видеть поэту все безделицы до малейшей и, сверх того, во всем ничтожном уметь свободно находить живую сторону. Это уменье все видеть и во всем находить живую сторону (чего мы не находим ни в каких романах и повестях) принадлежит собственно Гоголю и явно свидетельствует о характере его созерцания, эпического, древнего, истинного, но в XIX веке и в России,свободного и современного (как сказано у меня) и потому непременно проникнутого таким юмором, который нисколько его не стесняет. Почему в России возникло такое явление, которое (мы выше сказали яснее, в каком отношении) важно в самой сфере искусства, все это дальнейшее объяснение отстранили мы и в брошюрке, как очень обширный предмет» (Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981. С. 155).
Скачать
Арзамас

Арзамас

Вигель Ф. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Кружки западников и славнофилов ч. 2

Кружки западников и славнофилов ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Вяземский П. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Тютчева А. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Соллогуб В. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Шевырев С. П.
Салоны и кружки
Публикации
Дружеское литературное общество ч. 2

Дружеское литературное общество ч. 2

Тургенев А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Новости 1 - 8 из 145
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец