Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XIX век / Ф. И.Тютчев и его статья «Римский вопрос и папство»

Ф. И.Тютчев и его статья «Римский вопрос и папство»

Печатается по первопубликации: Православное обозрение. 1875. № 9. С. 76—98; № 10. С. 325—344. Включая эту статью в состав книги о Тютчеве 1886 г. (со с. 175), И. Аксаков приводит в сносках по-французски ряд фрагментов, которые мы здесь опускаем.

Примечания:

1 …недоконченное письмо к князю, не сказано какому… — Об этом неоконченном мартовском письме 1850 г. к кн. П. А. Вяземскому сообщала в письме к последнему Э. Ф. Тютчева (ЛН. 2, 245).
2  …чтоб я вел речь о возобновлении Флорентийского собора… — XVII Вселенский собор, работавший в течение 18 лет (1432—1449): в Базеле до 1437 г., в Ферраре до 1439 г., во Флоренции до 1442 г., в Риме до 1443 г. и в Лозанне до 1449 г., поэтому условно именуется Базельским, или Базельско-Флорентийским. На нем принята была печально известная Флорентийская уния католической и православной церквей, отвергнутая русским православием. Чешские гуситы на Флорентийском соборе были подвергнуты разгрому.
3  Петролей (лат. ‘petroleum’ — нефть) — петролейный эфир, смесь легких углеводородов.
4  Так, первая Французская революция пыталась <…> устроить республику по образу и подобию древних классических… — О том, как энтузиасты Великой Французской революции в прямом и переносном смысле рядились в одежды римского республиканизма, см.: Философия и революция: Сравнив с достигнутым высокий идеал. К 200-летию Великой Французской революции: В 2 частях. М., 1989; Великая Французская революция и проблемы мировой литературы. Реферат. сб. обзоров. М., 1991.
5  Ультрамонтаны (лат. ‘ultra montes’ — «за горами», за Альпами, т. е. в Риме). — Тенденция (с ХV в.) в католицизме, связанная с отстаиванием идеи неограниченной власти папы и его права вмешательства в дела государства. Активно ультрамонтаны заявили о себе на Констанцском Вселенском соборе (1414—1418; были осуждены Ян Гус и Иероним). Носителем этой идеологии с XVI в. становится иезуитский орден. Исторически ультрамонтанство связано с «авиньонским пленением» пап (1309— 1377), начавшимся, когда по требованию французского короля Филиппа IV папа Климент V перенес Святейший престол на юг Франции, в Авиньон; таков был итог выяснения прерогатив светской и церковной властей, в результате чего вплоть до 1417 г. одного папу английские, немецкие и итальянские кардиналы избирали в Риме, а в Авиньоне французские, испанские и шотландские кардиналы выбирали другого.
6  «Силлабус» (от лат. «Syllabus» — ‘перечень’) — список, приложенный к энциклике папы Пия IX «Quanta cura» (1864), в котором указаны 80 «заблуждений века». «Среди них были: натурализм, рационализм, либерализм, индифферентизм, протестантизм, социализм, коммунизм, тайные и библейские общества, свобода науки и философии, взгляд на государство как на источник права, отделение церкви от государства, отрицание необходимости Папского государства», а также то мнение, «что римские папы преступали границы своей власти и узурпировали права государей; или что, в случае противоречия между законами светской и церковной власти, светское право имеет преимущество перед церковным» (Лозинский С. Г. История папства. М., 1986. С. 351).
7  …знаменитая папская энциклика 1864 г. … — Папа Пий IX (1846— 1878) обнародовал 26 ноября 1864 г. энциклику «Quanta cura», в которой осуждалась свобода совести, каковое событие и вызвало к жизни цитируемое И. Аксаковым стихотворение Тютчева «Encyclica» («Был день, когда Господней правды молот…», 1864). Начало понтификата Пия IX (1846— 1847) было ознаменовано некоторыми либеральными реформами в Папской области, что подало повод патриотам видеть в нем будущего объединителя Италии.
8   …едва ли не по поводу кровавой схватки французских и папских солдат с гарибальдийцами… — Речь идет о вторжении гарибальдийцев в Папскую область, изгнании папы Пия IX из Рима и последующем его возвращении, с помощью французско-прусских войск, на престол. В стихотворении Тютчева («Свершается заслуженная кара…», 1867: 1966. 2, 198) вспоминается о том, как французы отбили наступление гарибальдийцев в ноябре 1867 г. Объединение Италии завершилось лишь в 1870 г.
9   Созвание и решение Римского собора в 1870 г. вызвало в русском обществе <…> сильные толки. — I Ватиканский собор 1869—1870 гг. провозгласил догмат о непогрешимости Папы Римского, что вызвало всеобщее возмущение православного мира. См. в стихотворении Тютчева «Ватиканская годовщина» (1871): «…И ватиканский далай-лама / Не призван быть наместником Христа» (1966. 2, 213).
Следующий собор состоялся только через 90 лет: II Ватиканский (1962—1965).
10   …письмом от 13 марта 1870 г. … — Автограф письма Тютчева кн. Е. Э. Трубецкой не найден (Аксаков. 1997, 76).
11   …явились старокатолики с своею программой. — Движение старо-католиков обязано своим рождением протесту против догмата о непогрешимости Папы Римского, провозглашенного I Ватиканским собором 1869—1870 гг. Ряд противников такого решения (например, профессор-богослов Мюнхенского университета священник Иоганн Дёллингер, 1799—1890) подвергнут анафеме. Тютчев пишет Э. Ф. Тютчевой 14 сентября 1871 г.: «Вчера телеграф передал нам содержание печатного сообщения, сделанного от имени съезда старокатоликов, который происходит в настоящее время в Мюнхене, и подписанного Дёллингером и тремя-че-тырьмя очень авторитетными именами. Впервые в этом документе делается воззвание к Восточной церкви и указывается на соглашение с ней как на возможный и желательный факт» (1980. 2, 257—258). По настоянию Тютчева И. С. Аксаков написал за подписью «Один из православных мирян» статью «Письмо д-ру богословия и профессору Дёллингеру по поводу программы, рассмотренной конгрессом старокатоликов в Мюнхене 9/21 сентября 1871 г.» (Правосл. обозрение. 1871. Т. 2; Аксаков. 1997, 76). См.: ЛН. 2, 369—372; см. также: Письма Дёллингера о Ватиканских декретах. СПб., 1891). «Старокатолики решительно отвергли учение о всевластии (plenitudo potestatis) и о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Пресв. Девы, о чистилище и многие искажения в совершении церковных таинств и обрядов; отвергли обязательность постановлений Тридентского собора, разных папских булл, Силлабуса 1864 и т. п.; признали необходимость восстановления древнего Никео-Цареградского символа веры с исключением из него Filioque как внесенного противоканонично; признали догматическое учение, установленное на семи Вселенских соборах православной церкви; постановили “твердо содержать древнюю кафолическую веру относительно святого таинства алтаря” (избегая слова «пресуществление»); отменили в принципе обязательность безбрачия духовенства, хотя на практике многие общины не решаются допускать женатых священников» (Горчаков М. И. Старокатоличество // Христианство. Словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2. Л—С. С. 628). См.: Воздвиженский М. М. Старокатолическое движение // Православное обозрение. 1873. № 3; Беляев Н. Происхождение старокатоличества. М., 1992; Смирнов В. К. К старокатолическому вопросу. Харьков, 1894.
12   …диктованное Тютчевым в феврале 1873 года… — Письмо Тютчева адресовано К. Пфеффелю.
13   …возможность капитуляции вроде Седанской. — Около Седана, города на юге Франции, на реке Мёз, 1—2 сентября 1870 года, во время франко-прусской войны 1870—1871 гг., германские войска под командованием генерала Х. Мольтке окружили и разбили французскую армию маршала М. Э. Мак-Магона. Император Наполеон III капитулировал, что означило начало падения Второй империи (4 сентября 1870 г.).
14   …как говорил апостол Павел… — Аллюзия на новозаветный тезис о неслыханной новизне учения Христа, которое «иудеям соблазн и эллинам безумие» (1 Кор 1: 23). И. Аксаков имеет в виду реплику Тютчева, обращенную к Шеллингу (в передаче бар. К. Пфеффеля): «Можно или верить в то, во что верил св. Павел, а после него Паскаль, молиться на коленях перед Безумием Креста, или все отрицать» (Аксаков. 1997, 86).
15   …провозгласив разумность действительности… — Речь идет об оптимистической хронодицее на гегелевский лад, изящную формулу которой предложил в свое время В. С. Соловьев в статье «Гегель» для VIII (15) тома Энциклопедического Словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (СПб., 1892): «Характерное для гегельянства требование от идеи, чтобы она оправдывала свою истинность осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование от действительности, чтоб она была осмысленной, т. е. проникнутой идеальным содержанием, это двойное требование могло, конечно, оказывать лишь самое благотворное нравственное влияние на подчинившееся ему сознание». Но далее Соловьев весьма резонно замечает: «Но в этих же самых пунктах Гегелевой философии сказывается и оборотная ее сторона. Если процесс есть истина для конечных вещей и явлений, ибо он избавляет их от их ограниченности, то никак нельзя допустить, чтобы и сама абсолютная истина существенно зависела от этого процесса» (Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 439). О судьбе наследия Гегеля в России см.: Чижевский Д. И. Гегель в России. Париж, 1939; Гегель и философия в России. Сб. М., 1974; Систематический указатель литературы о Гегеле: Русская литература XIX — нач. ХХ в.: Советская литература (1917—1974). М., 1974.
16   …«создал речи, которым не суждено умереть»… — И. Аксаков цитирует тургеневскую статью о Тютчеве 1854 г. (см. ее в Антологии).
17   «Эти скромные безобидные частные поселения, расположенные таким образом, что они господствуют на поле боя, а враг — к несчастью, — уже у дверей» (пер. с фр. Л. В. Гладковой: Аксаков. 1997, 75).
18   «Царство мое не от мира сего» — Ин 18, 36.
19   …в одном письме Хомякова… — Январское письмо 1850 г. А. Хомякова к историку-славянофилу Александру Николаевичу Попову (1820— 1877) см.: Хомяков А. С. Соч. М., 1904. Т. 8. Письма. С. 192.
Сюжет ‘Хомяков / Тютчев’ в связи с брошюрой, обращенной к П. С. Лоранси (1853), см.: Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 27— 28; 354—356.
20   И что делать Мадагасам, если волею Божиею холера унесет семью короля Раваны? — Равана (Радама) — собирательное имя нескольких королей или царьков народа хова на Мадакаскаре. Возможно, А. Хомяков имел в виду Рамадана II (умер в 1863), но никак не персонажа индийской мифологии Равана — царя ракшасов, владевшего островом Шри-Ланка, как уверяет комментатор книги Аксакова (Аксаков. 1997, 157). Король Радама со своим народом упоминается в книге Э. Тэйлора «Первобытная культура», 1871 (М., 1939. С. 313).

Скачать
Арзамас

Арзамас

Вигель Ф. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Кружки западников и славнофилов ч. 2

Кружки западников и славнофилов ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Вяземский П. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Тютчева А. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Соллогуб В. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Шевырев С. П.
Салоны и кружки
Публикации
Дружеское литературное общество ч. 2

Дружеское литературное общество ч. 2

Тургенев А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Новости 1 - 8 из 145
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец