Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Между востоком и западом / Ф. И. Тютчев. Россия и Германия

Ф. И. Тютчев. Россия и Германия

Федор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Учился на отделении словесности Московского уни-верситета. Затем стал дипломатом, более двадцати лет служил в россий¬ских посольствах в Мюнхене и Турине. Как поэт получил известность благодаря Пушкину, поместившему большую подборку его стихотворений в журнале «Современник» в 1836 году. Однако по настоящему он был признан лишь в начале XX столетия, когда его стали считать одним из выдающихся выразителей русской идеи. Своеобразным символом поэзии Тютчева являются его широко известные слова:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Эти строки не были выражением некоего слепого патриотизма. Дело в том, что для мировоззрения Тютчева характерной чертой является глубокая религиозность, чуждая ориентации на внешнее, суетное восприятие жизни:  Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь,  Мысль изреченная есть ложь.
В этом смысле Россия для всего творчества Тютчева есть то первичное, то изначальное и невыразимое в сердце, что нельзя «измерить и понять», а можно выразить, схватить лишь интуитивно. Именно так религиозно-нравственное восприятие России отражено в его стихотворениях «Олегов щит», «Эти бедные селенья», «Ты долго ль будешь за туманом», «Проез¬жая через Ковно» и др. Как социальный мыслитель Тютчев формиро¬вался под влиянием славянофилов, особенно И. Киреевского и А. Хомя¬кова (его дочь Анна Федоровна была женой славянофила И. Аксакова). Многое сближает взгляды Тютчева с мировоззрением славянофилов. Например, признание определяющей роли религии в духовном складе каждого народа и православия как главной отличительной черты само¬бытности русской культуры. Между тем он стремится показать, что Рос¬сия не противостоит христианскому Западу, а является его «законной сестрой», хотя и живущей «своей собственной органической, самобытной жизнью». Перу Тютчева принадлежит серия публицистических работ, написанных в 40-е годы: «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос». Поводом для написания статьи «Россия и Германия» послужила книга маркиза Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Эта книга французского путешественника стала впо¬следствии синонимом неприязненных и недостоверных суждений о Рос¬сии (достаточно сказать, что, по Кюстину, Пушкин был подражателем. а Москва расположена на границе Европы и Азии). Тютчев в отличие от неумелых — близких к официозу — критиков Кюстина не стал вести полемику с автором, взявшимся судить о России, черпая информацию о ней из придворных анекдотов и из окна своей кареты. Он поступил иначе, написав по-французски письмо Густаву Кольбу, редактору влиятельного немецкого издания — «Аугсбургская всеобщая газета». Целью Тютчева не было разоблачение множества ошибок в суждениях Кюстина, что похо¬дило бы, по его словам, на серьезный разбор водевиля. Важнее было раскрыть и объяснить причину антирусских настроений (феномен русо¬фобии), получивших значительное распространение в Западной Европе. Подоплеку этих настроений, показывает Тютчев, составляет отрицание как близости России Европе, так и ее своеобразия. Однако истинная их причина — стремление вытеснить Россию из Европы если не силой ору¬жия, то силой презрения. Однако не признавать самостоятельного исто-рического значения России, представляющей собой целый мир, так же невозможно, как и вернуться в доколумбову эпоху, не признавать откры¬тия Америки тогда, когда она уже открыта. Не закрывая глаза на грехи и несовершенства России (ибо у каждой нации есть свои недостатки), Тютчев предсказывал родине трудное, но великое будущее:
Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей!
М. Маслин
Скачать
Русская классика между Востоком и Западом: религиозно-философские смыслы

Русская классика между Востоком и Западом: религиозно-философские смыслы

Публикации
Писатель как национальный миф в русской литературе

Писатель как национальный миф в русской литературе

Алоэ С.
Публикации
Публикации о Достоевском на русском языке в зарубежных изданиях (1972–1997)

Публикации о Достоевском на русском языке в зарубежных изданиях (1972–1997)

Белов С. В.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Достоевский и Чехия: Библиография (вторая половина 60-х гг. ХХ в. — 2012 г.)

Достоевский и Чехия: Библиография (вторая половина 60-х гг. ХХ в. — 2012 г.)

Бубеникова М.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Библиография польских исследований творчества Достоевского с 1970 г. по настоящее время

Библиография польских исследований творчества Достоевского с 1970 г. по настоящее время

Сухарски Т.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Библиография работ о творчестве Достоевского в Литве (1971–2013 гг.)

Библиография работ о творчестве Достоевского в Литве (1971–2013 гг.)

Бержайте Д.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Достоевистика в Латвии. Библиография: 1927–2011

Достоевистика в Латвии. Библиография: 1927–2011

Дауговиш С.
Достоевский Ф.М.
Публикации
Достоевский в Китае. Материалы к библиографии. 1921–2012 гг

Достоевский в Китае. Материалы к библиографии. 1921–2012 гг

Чэнь Синьюй
Достоевский Ф.М.
Публикации
Новости 1 - 8 из 114
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец