Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Тютчев, смысл его творчества

Тютчев, смысл его творчества

Публикуется по изданию: Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева/С критико-биографическим очерком В. Я. Брюсова, библиогр. указателем, примеч., вариантами, факс. и портр. Под ред. П. В. Бычкова. СПб.: Изд. тов-ва А. Ф. Маркса, 1913 (Приложение к журн. «Нива» за 1913 год). Брюсовское вступление к тому сочинений Тютчева целиком повторяет его же статьи к идентичным изданиям А. Ф. Маркса в 1911 (6-е), 1912 (7-е) и 1913 (8-е) годы.

Примечания:

1   …«жить — значило мыслить». — Реплика И. С. Аксакова из репуб-ликуемого в Антологии труда (в издании 1886 г. — С. 310).
2   …приводит к <…> оксюморности. — Оксюморон (от греч. букв. «остроумно-глупое») — вид тропа, в котором образность обеспечена соединением несоединимого: «живой труп»; «грустен и весел, ваятель, вхожу в твою мастерскую» (А. Пушкин); «смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (А. Ахматова). Стертые оксюмороны на уровне бытовой лексики могут и не ощущаться: «живой труп», «красные чернила» (‘чернила’ — от слова ‘черный’). У Тютчева встречаются тонкие оксюмор-ные словосочетания, вроде «мглистого полдня»; см. встречу в пространстве одной строчки образа вполне конкретной эмпирии с метафизическим Эмпиреем: «Земля зеленела, светился эфир» («Сон на море»). Развернутый оксюморон — в эпистолярном стихотворном фрагменте: «Впросонках слышу я — и не могу / Вообразить такое сочетанье, / А слышу свист полозьев на снегу / И ласточки весенней щебетанье» (1966. 2, 227). Серия исследований об оксюмороне, в том числе и тютчевском, принадлежит Э. Г. Шестаковой (в частности: Оксюморонный образ страха (На материале русской поэзии XIX — пер. трети XХ в.) // Филологические исследования. Донецк, 2000. Вып. II. С. 162—173).
3   …как выразился А. Горнфельд. — См.: Горнфельд А. Г. Ф. И. Тютчев // История русской литературы XIX века. М., 1910. Т. 3. С. 460.
4   …той «эфирной высоты» (слова Фета)… — По мнению комментаторов издания 1987 г., это выражение А. А. Фета из предисловия к переводам Гафиза.
5   Только в конце XIX века нашлись у Тютчева истинные последователи… — Символисты вербуют в ряды «предшественников» и «учителей» практически всю отечественную классику (исключения редки: революционно-демократическая традиция в духе Некрасова; сатира во вкусе М. Е. Салтыкова-Щедрина). Применительно к Тютчеву этот процесс исследован Н. К. Гудзием в републикуемой в Антологии статье «Тютчев в поэтической культуре русского символизма» (1930).
Скачать
Христианнейший поэт ХХ века

Христианнейший поэт ХХ века

Столица Л. Н.
Блок А.
Публикации
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Амфитеатров А. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

Кранихфельд В. П.
Публикации
M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

Овсянико-Куликовский Д. Н.
Публикации
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 97
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец