Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Авторы / Айхенвальд Ю. И.

Айхенвальд Ю. И.

Айхенвальд Ю. И.Юлий Исаевич Айхенвальд (12 [24] января 1872, Балта Подольской губернии — 17 декабря 1928, Берлин) — российский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-импрессионист» Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX—XX вв. (широко известная книга «Силуэты русских писателей»). Действительный член Общества любителей российской словесности (с 29 ноября 1903).

Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей» (СПб., 1906), «Этюды о западных писателях» и т. п.
Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:
«Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени».  Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.
Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личности писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы.  Айхенвальд выступил с критикой В. Г. Белинского, утверждая, что тот не отличался «умственной самостоятельностью», «подлинной широтой духа и настоящей духовной свободой». Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
В сентябре 1922 года после ареста был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями на философском пароходе. В Берлине (с декабря 1922 года он читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В это же время выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 году Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима.  Погиб 17 декабря 1928 года в результате несчастного случая, попав под трамвай. Похоронен в Берлине на православном кладбище Тегель.
    Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей, выпуск I - М., 1906; изд. 2-е - М., 1908; изд. 3-е - М. 1911; изд. 4-е - М. 1914; изд. 5-е. — М. [1]. Выпуск III. — М. 1907—1910, Вып.III. 2-е доп. изд. М., Мир, 1913. Все три выпуска впервые объединены в издании «Силуэты русских писателей» — М., Республика, 1994.
    Айхенвальд Ю. И. Этюды о западных писателях. — М. 1910.
    Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. — М. 1910—1911.
    Айхенвальд Ю. И. Посмертные произведения Толстого. — М. 1912.
    Айхенвальд Ю. И. Спор о Белинском. — М. 1914.
    Айхенвальд Ю. И. Отрицание театра // В спорах о театре: Сборник статей. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914.
    Айхенвальд Ю. И. Пушкин. - М., 1908; изд. 2-е. — М. 1916.
    Айхенвальд Ю. И. Слова о словах. — П. 1917.
    Айхенвальд Ю. Наша революция. Ее вожди и ведомые. М., «Революция и культура», 1918. 110 с. (Б-ка «Революция и культура»).
    Айхенвальд Ю. И. Похвала праздности. — М. 1922
    Айхенвальд Ю. И. Поэты и поэтессы. — М., «Северные дни», 1922. 91 с. 2 000 экз.
    Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. Берлин, 1929.
    Венгеров С. А. Критик-импрессионист. «Речь». 26 июля 1909.
    Кранихфельд В. О критике и критиках. «Современный мир». Ї 8. — М. 1911.
    Грифцов Б. Метод Айхенвальда, «Русская мысль». Ї 11. 1913.
    Иванов-Разумник. Правда или кривда. «Заветы». Ї 12. 1913.
    Бродский Н. Развенчан ли Белинский. «Вестник воспитания». Ї 1. 1914.
    Ляцкий Е. Господин Айхенвальд около Белинского. «Современник». Ї 1. 1914.
    Марковский М. И. С. Тургенев с современной точки зрения. «Педагогический сборник». Ї 5. 1914.
    Неведомский М. «Зигзаги нашей критики». сборник «Зачинатели и продолжатели». — П. 1919.
    Полянский В. Бессмертная пошлость и похвала праздности. «Под знаменем марксизма». Ї 1. 1922.

По материалам Википедии

Статьи автора
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Тютчев (1905)

Тютчев (1905)

Айхенвальд Ю. И.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Чехов

Чехов

Айхенвальд Ю. И.
Чехов А.П.
Публикации
Тютчев

Тютчев

Айхенвальд Ю. И.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Анна Ахматова

Анна Ахматова

Айхенвальд Ю. И.
Ахматова А.А.
Публикации
Новости 1 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все