Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Авторы / Коневской И.

Коневской И.

Коневской И.Коневской Иван (наст. имя и фамилия — Иван Иванович Ореус; 1877— 1901) — поэт, критик; сын генерала, военного писателя и историка И. И. Ореуса (1830—1909; см. о нем: Памяти Ивана Ивановича Ореуса (1830—1909). По воспоминаниям друзей и почитателей составил М. Буда-гов. СПб., 1910). Выпускник славяно-русского отделения Петербургского университета (1896—1901); вошел в круг символистов и мирискуссников. Написал статью для сборника стихов А. М. Добролюбова (М., 1900) «К исследованию личности Александра Добролюбова»; в «Северных цветах на 1901 год» (М., 1901) опубликовал подборку стихов и статью «Об отпевании новой русской поэзии». Автор единственной прижизненной книги «Мечты и думы» (СПб., 1900). К сборнику «Стихи и проза» В. Брюсов написал предисловие «Иван Коневской. Мудрое дитя», в котором поделился опытом личного общения с Ореусом: «Коневской поражал прежде всего вечной, неутомимой ожесточенной сознательностью своих поступков. Он был дитя, но сам видел вторым я эту свою детскость, наблюдал себя, изучал на самом себе, как чувствуют в те дни, когда “новы все впечатленья бытия”. Он словно не жил, а смотрел на сцену, где главным актером был сам же, словно не действовал под влиянием страстей, а проделывал над своей душой различные опыты. <…> Коневскому были сродни крайне индивидуалистические взгляды. Он говорил духу — “сущий ты один”. В шутливых “Набросках”, изображая противоречия нашего бытия, Коневской говорил насмешливо: “Есть перед нами немощное тело, и зачем-то к нам оно пришито”. Он завидовал птицам, находя, что их стихия, воздух, менее косна, чем земля, хотя и возражал себе: “Слишком легка та свобода”» (Брюсов В. Я. Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 259, 262). Учтем, однако, что эти воспоминания Брюсова, как частенько у него бывает при работе с чужим творчеством, являются отчасти и самохарактеристикой. Реплика о «пришитом теле» (приводящая на память строчки 1909 г. другого поэта — и тоже о теле: «Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким своим?» — Мандельштам О. Э. Собр. соч.: В 4 т. М., 1991. Т. 1. С. 6) весьма важна для понимания того метафизического интуитивизма, с позиции которого анализируется Ореусом поэзия Тютчева, Баратынского и Кольцова. У Брюсова тема тела подана нарцис-стично: «Наследие бесчисленных веков, / Мое так мудро слепленное тело…» («П.И.Постникову», 1916) (Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7т. М., 1973. Т. 2. С. 298).
Статьи автора
Мистическое чувство в русской лирике

Мистическое чувство в русской лирике

Коневской И.
Тютчев Ф.И.
Публикации
Новости 1 - 1 из 1
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все