Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Тютчев и сумерки династий

Тютчев и сумерки династий

Печатается по источнику: Гроссман Л. От Пушкина до Блока. Этюды и портреты. М., 1926. С. 89—134. Впервые: Русская мысль, 1918. № 1—2. С. 63—88. Перепечатано в книгах Гроссмана: «Три современника. Тютчев—Достоевский—Аполлон Григорьев» (М., 1922. С. 5—37), «Мастера слова» (М., 1929. С. 89—134). См. отзывы: Локс К. (Печать и революция, 1922. Кн. 7. С. 295—296); Благой Д. (Новая книга по истории литературы // Печать и революция, 1926. Кн. 2. С. 128—130); Тарасенков А. (Эпигон идеализма (Л. Гроссман) // Печать и революция. 1929. Кн. 12. С. 51). Гроссман Леонид Петрович (1888—1965)—русский историк литературы, текстолог, писатель и публицист. Воспитанник юридического факультета Новороссийского университета (1911); публиковался с 1903 г. Автор исследований о Лермонтове, Достоевском, Бакунине, Бальзаке, Лескове, Сухово-Кобылине, Белинском, ряда биографических романов и повестей.

Примечания:

1 Рядом со Сведенборгом в нем уживался Талейран. — Сюжет ‘Сведен-борг/Тютчев’ развивает Б. М. Козырев (1905—1979) в исследовании «Письма о Тютчеве» (ЛН. 1, 79, 92).
2 Голос Клио всегда будил в нем Полигимнию. — Т.е. события истории побуждали Тютчева к гимнической (= одической, историософской или политической) поэзии.
3 «Голова свежа, — замечает посетитель, — поговорили о литературе, о Франции…» — Реплика И. Аксакова.
4 …Тютчев с восхищением отозвался о первом президенте третьей республики… — Т. е. об Адольфе Тьере, главе исполнительной власти с февраля 1871 г., а с сентября 1871 по 1873 г. — президенте Франции.
5 …сказанные Наполеоном Гёте:
— Политика — вот подлинный трагический рок наших дней. — См. запись у И. П. Эккермана (март 1832): «Мы говорили об идее трагического рока у древних. — Подобная идея, — сказал Гёте, — уже не сообразна с нашим мышлением, она устарела и противоречит нынешним религиозным представлениям. Если современный поэт в основу своей пьесы кладет такие идеи, они всегда выглядят несколько аффектированными. Это костюм, давно вышедший из моды, который нам уже не к лицу, как римская тога.
Мы, люди новейшего времени, скорее склонны повторять вслед за Наполеоном: политика и есть рок. Поостережемся, однако, вместе с нашими современными литераторами говорить, что политика — это поэзия, или хотя бы подходящая тема для поэта» (Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни / Пер. с нем. Н. Ман. М., 1981. С. 443). В передаче Эккермана, Гёте говорил о Наполеоне — «квинтэссенция человечества» (С. 175), а также: «Наполеон явил нам пример, сколь опасно подняться в сферу абсолютного и все принести в жертву осуществления своей идеи» (С. 350). Гёте считал Наполеона демонической натурой, при этом «демоническое» понималось автором «Фауста» как проявление личности «только в безусловно позитивной деятельной силе» (С. 412); Мефистофель в этом, гётевском, смысле не демоничен. Мимоходом Гёте сообщил Эккерману, что «Вертер» (1774) был в библиотеке Наполеона.
6 …«вещий волхв в предчувствии борьбы» произнес на Поклонной горе свое фатальное заклятие. — Цитируется третья строфа стихотворения «Наполеон», 1850 (1957, 157).
7 …морской министр везет в Константинополь ультиматум петербургского кабинета… — 5 декабря 1867 г. была опубликована дипломатическая переписка русского правительства по восточному вопросу, в которой шла речь о том, что Россия отказывается от гарантий целостности Турецкой империи. По этому поводу см. стихотворение Тютчева «По прочтении депеш…» (1867).
8 …там, вокруг Седана… — См. примеч. 13 к тексту Аксакова. Поражение Наполеона III под Седаном на юге Франции означало падение Второй империи и провозглашение во Франции республики. Историки отмечают, что если со стороны Пруссии война начиналась как справедливая, то с сентября она стала захватнической по характеру; со стороны же Франции война стала оборонительной. Цитируемое ниже стихотворение Тютчева «Два единства», 1870 («Из переполненной Господним гневом чаши / Кровь льется через край, и Запад тонет в ней…») связано с этими событиями.
9 «…Красный и спасет нас в первую очередь». — Неточная цитата из письма Э. Ф. Тютчевой от 24 февраля / 8 марта 1854 г. (1980. 2, 148).
10 Так эволюционировал этот ученик Жозефа де Местра. — Жозеф де Мэстр (1753—1821) — французский политический мыслитель и публицист, в 1803—1817 гг. жил в Петербурге.
Комментарии к сюжету ‘де Местр / Тютчев’ см.: Пигарев, 127—128; Степанов М. (А. Шебунин). Жозеф де Местр в России // ЛН. 29—30; Маркович А. Жозеф де Местр и Сент-Бёв в письмах к Р. Стурдзе-Эдлинг // ЛН. 33—34, 431; Мильчина В. А. Тютчев и французская литература // Известия ОЛЯ АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1986. Т. XLV. Вып. 4. С. 338—340. См. также: Савина А. Н. Жозеф де Местр. Очерк его политических идей // Вестник Европы. 1900. Т. 1. Кн. 1. С. 715—745; Полякова Н. В. Ж. де Местр и политическая философия русского консерватизма второй половины XIX в. (М. Н. Катков, Ф. И. Тютчев). Автореф. <…> канд. филос. наук. СПб., 1996.
Карл Пфеффель писал в тексте, условно именуемом «Заметка о Тютчеве»: «Когда в 1922 году Тютчев уехал из России, русские умы все еще находились под влиянием теократических идей, пущенных в ход Жозефом де Местром, а также под влиянием мистицизма, которому предавался Александр I. Разумеется, образованный юноша не избежал этих влияний и на всю жизнь сохранил их отпечаток»* (ЛН. 2, 33). В том же духе К. Пфеффель писал Э. Ф. Тютчевой 31 июля / 12 августа 1873 г. (ЛН. 2, 427). Еще ранее, в письме ей же от 15/27 июня 1849 г. он говорил сестре: «Ваш муж может составить себе общеевропейскую известность в качестве политического писателя, — это зависит только от него самого. “Revue de Deux Mondes” сравнивает его с Жозефом де Местром, что совсем неплохо для начала» (ЛН. 2, 232; по мнению публикаторов, К. Пфеффель имел в виду статью Эжена Форкада в «Revue de Deux Mondes», 1849. 14 juin, p. 1055 <ЛН. 2, 233>). В глазах Пфеффеля «Записка» Тютчева подтверждает точку зрения де Местра, заявленную в книге последнего «О папе» (ЛН. 1, 238, 251, 508).
23 октября / 4 ноября 1874 г. кн. И. С. Гагарин пишет Александре Николаевне Бахметевой (урожд. Ховриной; 1823—1901), жене предводителя дворянства Дмитровского уезда П. В. Бахметева: «Если бы в Мюнхене мне сказали, что Тютчев будет в петербургских салонах исполнять роль некоего православного графа де Местра, что он станет ревнителем восточной церкви, славянофилом и приверженцем русификации, я был бы поражен. Правда, если бы мне в то время сказали, что впоследствии я сделаюсь католиком, священником и иезуитом, я удивился бы не меньше» (ЛН. 2, 45). 11 …ранний единомышленник Меттерниха… — Меттерних-Виннебург Клеменс (1773—1859) — князь, министр иностранных дел и фактический глава австрийского правительства (1809—1821), канцлер (1821—1848); противник объединения Германии, стремился помешать укреплению позиций России в Европе. Во время Венского конгресса 1814—1815 гг. он подписал секретное соглашение с Великобританией и Францией против России и Пруссии. Один из инициаторов Священного союза. Конец власти Меттерниха положила революция 1848—1849 гг. Своего рода агентом и проводником интересов Меттерниха был в России государственный канцлер (с 1845), вице-канцлер (1780—1862), граф Карл Васильевич Нессельроде, к которому обращено стихотворение «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..» (1850; 1966. 2, 122).
12    …революция выступила страшной мстительной Девой, Которая в мир чуть заметной приходит, а вскоре Грозно идет по земле, в небеса головой упираясь. —
Цитируется Илиада, IV, 443—444. Дева — Распря-Эрида, дочь Ночи, внучка Хаоса, ставшая причиной соперничества Геры, Афины и Афродиты в Троянской войне, когда на свадьбе Пелея и Фетиды она бросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора). В переводе Н. И. Гнедича (1829): «Несытая бешенством Распря <…> / Малая в самом начале, она пресмыкается; после / В небо уходит главой, а стопами по долу ступает». В переводе В. В. Вересаева (1949): «Малая в самом начале она, но потом головою / В небо уходит, ногами же низом, землею шагает». У Л. Гроссмана или собственный перевод, или осуществленное с французского переложение Н. И. Минского (1896; М., 1935). За справку о Гомере благодарим В. Ивлева.
13   Карбонарии (от ит. carbonaro — ‘угольщик’) — члены тайного политического общества на юге Италии начала XIX в., боровшиеся за независимость Италии от Наполеона I Бонапарта. Историю движения см.: Сидоренко Е. Итальянские угольщики начала XIX века. СПб., 1913; Ковальская М. И. Итальянские карбонарии. М., 1977.
…пока при Миссолонги пал Байрон. — В середине июля 1823 г. классик английского романтизма, поэт, лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788—1824) покинул Италию и отправился, как и Чайльд Гарольд, герой его одноименной поэмы (печаталась с 1812 г.), в Грецию, чтобы помочь грекам в борьбе за независимость против турков. В декабре 1823 г. он — в г. Миссолунги, где ему было поручено командование отрядом. Больной лихорадкой, Байрон не согласился на отъезд и погиб (в соответствии с творимым им личным жизненным мифом), как говорят, на боевом посту.
14   …мятежный вождь Риэго был удавлен… — Цитируется эпиграмма Пушкина на графа М. С. Воронцова «Сказали раз царю, что наконец…» (1825; Пушкин. 2, 57), связанная с басаргинской версией обыгранного в тексте эпизода: государь, получивший от Шатобриана известие об аресте Риего, сказал, обращаясь к генералам: «Господа, я вас поздравляю, Риэго схвачен». «Все ответили молчанием и потупили глаза, один только Воронцов воскликнул: “Какая счастливая новость, государь”. Эта выходка была так неуместна и так не согласовалась с прежней его репутацией, что ответом этим он много потерял тогда в общем мнении» (Басаргин Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи. Иркутск, 1988. С. 71).
Дон Рафаэль де Риего-и-Нуньес (1785—1823) — испанский революционер, возглавил восстание 1 января 1820 г., чем положено было начало Испанской революции 1820—1823 гг. Была восстановлена (март 1820) конституция 1812 г., образовано конституционное правительство модера-тос (умеренных). В августе 1822 г. власть перешла к лидеру партии эксаль-татос (левых либералов) Риего. 7 апреля 1823 г. по решению Священного союза в Испанию вторглась французская армия; 30 сентября конституционное правительство капитулировало; 1 сентября король Фердинанд VII восстановил абсолютистский режим. Риего казнен в Мадриде с подавлением революции. Герцен сближал движение соратников Риего и итальянских карбонариев с восстанием декабристов (Герцен. VI, 216). Проводил такую аналогию и М. А. Бакунин (Бакунин М. А. Философия, социология, политика. М., 1989. С. 187). Сами декабристы, в частности Н. И. Тургенев, весьма внимательно следили за событиями в Испании (см.: Архив братьев Тургеневых. Пг., 1921. Вып. 5. С. 227). См. в «Записках» А. В. Под-жио: «Вероломный Фердинанд ломает конституцию, которую Александр I первый и признал в 12-м году — и вызывает то огромное движение, которое великий Риего запечатлел своею кровью и бессмертием!» (Под-жио А. В. Записки, письма. Иркутск, 1989. С. 126). См. также письмо
B. И. Штейнгеля на имя Николая I: Мемуары декабристов. Северное общество. М., 1981. С. 249; ср.: Греч Н. И. Записки о моей жизни. М., 1990.
C. 281.
15   Он не c Каннингом, страдающим за оскорбленную Испанию… — Лорд Джордж Каннинг-Стратфорд (1770—1827) — английский министр иностранных дел в 1807—1809 и 1822—1827 гг. С апреля по август 1827 — премьер-министр; проводил внешнюю политику невмешательства, что содействовало созданию устойчивого равновесия политических приоритетов в Европе.
16   …Сильвио Пеллико томился в моравских темницах… — Пеллико да Салуццо Сильвио (1789—1854) — итальянский писатель, журналист, карбонарий. Автор записок «Мои темницы» (1832; рус. пер.: М., 1901), трагедии «Франческа да Римини» и иных вещей. В 1820 г. приговорен к смертной казни, замененной заточением, где он провел 15 лет. Освобожден в 1830 г., отошел от политической деятельности, был библиотекарем. Сочинения Пеллико были весьма популярны в России, особенно — «Об обязанностях человека» (СПб., 1886). Известно деловое письмо С. Пелли-ко Тютчеву от 20 февраля 1839 г. (ЛН. 1, 571).
17   …как раз во время Веронского конгресса, где Шатобриан призывал священные дружины к подавлению испанской вольницы. — Шатобриан Франсуа Рене, де (1768—1848) — французский писатель-аристократ, религиозный мыслитель. Автор вольнодумного сочинения «Исторический, политический и нравственный опыт о революциях» (1797) и книги «Гений христианства» (1802), в состав которой вошли повести «Атала, или Любовь двух дикарей» и «Рене, или Следствия страстей». Автор памфлета «О Бонапарте» (1814) и «Замогильных записок» (опубл. 1848—1850). На Веронском конгрессе (1814—1815) маркиз Шатобриан был представителем Франции. Оценка Шатобрианом личности Наполеона сказалась на тютчевском цикле «Наполеон» (ЛН. 2, 238).
18   …бросает свою головню в костер Гуса… — Л. Гроссман с иронией напоминает Тютчеву его стихотворение «Гус на костре» (1966. 2, 220). Ниже цитируется текст «14 декабря 1825 г.» («О, жертвы мысли безрассудной…»), 1926.
19   …легендарный Лафайет… — Лафайет Мари Жан Поль (1757— 1834) — участник борьбы американцев за независимость, позднее либерально-монархический деятель во Франции в 1789 и 1830 гг. Знакомясь с многотомным изданием «Воспоминания, переписка и рукописи генерала Лафайета», Герцен записал: «Лафайет слишком честный человек, чтоб быть великим» (Герцен. XXI, 297).
20   …молодой журналист Тьер… — См. запись А. В. Никитенко от 30 мая 1873 г.: Никиненко А. В. Дневник: В 3 т. М., 1955. Т. 3. С. 284. В эти дни Тютчев послал Никитенко стихи «Бывают роковые дни…» с припиской: «Друг мой, когда я вас увижу? Мне страшно тяжело и грустно» (1966. 1, 433).
Тьер Луи Адольф (1797—1877) — французский политический деятель и историк, депутат Учредительного (1848) и Законодательного (1849—1851) собраний. В 1871 г. руководил подавлением Парижской коммуны.
21   …на его смертном одре. — Э. Ф. Тютчева писала 23 июля / 4 августа 1844 г. брату К. Пфеффелю из Виши: «Тютчев познакомился с Тьером и в восторге от него» (ЛН. 2, 209). См. высказывания Тютчева о Тьере в записи П. А. Вяземского от 1 октября 1844 г.: «Тютчев очень хорошо судит Тьера и вовсе не признает в нем государственного человека. “Так же, как при реставрации, — говорил он, — были канатные плясуны века Людовика XV, так же Тьер является канатным плясуном Империи. Он все живет завтрашним днем битвы при Ватерлоо”» (Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). М., 1992. С. 231—232; реплика Тютчева дана по-французски). Тьер в год знакомства с Тютчевым отошел от государственных дел, оставаясь лидером монархической оппозиции Гизо в парламенте, и занят был своей фундаментальной «Историей Консульства и Империи» (V. 1—20. Paris, 1845—1861). Тьер был знаком со статьей Тютчева «Россия и Революция».
22   Образ Карла Великого был особенно дорог Тютчеву. — См. перевод Тютчева трагедии В. Гюго «Эрнани» (первое издание — март 1830 г.). Цитируемое ниже: «Великий Карл, прости…», 1830 («Эрнани». IV, 2) — монолог Карлоса перед гробницей Карла Великого (742—814), императора Священной империи.
23   …трагически разыграл «на обломках империи Карла Великого пародию на империю Великого Карла». — Великий Карл — граф Карл Васильевич Нессельроде (1780—1862), государственный канцлер (с 1845), выражавший австрофильскую политику Меттерниха на Востоке (см. эпиграмму Тютчева «Нет, карлик мой…», 1850: 1966. 2, 122). В «Дневнике» А. Ф. Тютчевой, в записи от 16 декабря 1854 г., отразилось отношение поэта к реальной дипломатической стратегии своего непосредственного начальства: «Дело в том, что официальные круги, составляющие правительство, сильно тяготятся войной. Война расстраивает их привычки к комфорту и развлечениям. Для них честь, политические интересы России — пустые слова, не имеющие ни смысла, ни цены, ради которых смешно пожертвовать покоем и материальным благосостоянием. <…> Нет, Россия в их глазах дойная корова, и они толкают императора на унизительные поступки, убеждая его, что он единственная помеха миру (boutefeu), столь желанному в Европе. Если им верить, с Нессельроде во главе, можно поистине думать, что призвание России быть — обществом страхования благосостояния Европы. На императора, по-видимому, действуют эти речи <…>» (Тютчев, 172). По комментарию В. В. Кожинова, «Нессельроде играл, по-видимому, сознательно предательскую роль и, в частности, подготовил ту катастрофическую ситуацию 1854 г., когда Россия неожиданно оказалась, как писал Тютчев, “одна против всей враждебной Европы”» (Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., вступ. статья и примеч. В. В. Кожинова. М., 1986. С. 277). Характерна острота Тютчева, переданная П. А. Вяземским: «Тютчев говорит, что Нессельроде напоминает ему египетских богов, которые скрывались в овощи: “Чувствуется, что внутри скрывается бог, но не видно ничего, кроме овоща”» (Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). М., 1992. С. 200; реплика Тютчева дана по-французски).
24   «Церковь! — восклицает Карлейль, — какое слово! Оно богаче Гол-конды и сокровищ целого мира». — Выражение из книги английского моралиста и историка Томаса Карлейля (1795—1881) «Французская революция. История», 1837 (М., 1991. С. 12). Голконда — государство, существовавшее в Индии, на Декане, в XVI—XVII вв., славилось ткацкими и другими ремеслами, а также добычей алмазов. Голконда упомянута также в трактате «Прошлое и настоящее» (Карлейль Т. Прошлое и настоящее. М., 1994. С. 255).
25   …борьба двух стихий: искусства и революции. — Л. Гроссман обыгрывает название брошюры Рихарда Вагнера (1813—1883) — немецкого композитора и мыслителя — «Искусство и революция» (Цюрих, 1849; рус. пер. 1918), которая появилась после встречи с Михаилом Александровичем Бакуниным (1849), участия в Дрезденском восстании, после разгрома которого Вагнер был объявлен государственным преступником и заочно осужден. Спасаясь, Вагнер уезжает в Веймар к Ф. Листу, затем в Париж, потом в Швейцарию и оседает в Цюрихе.
Упомянуты произведения Р. Вагнера: оперы «Летучий Голландец» (1841), «Парсифаль» (1882), тетралогия «Кольцо Нибелунгов» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», 1854—1874). Под «мистерией о Назареянине», возможно, имеется в виду «Трапеза апостолов» (для мужского хора и оркестра), 1843.
26   …свидетельствует его биограф. — И. С. Аксаков.
27   …какое сильное впечатление произвела на него уже незадолго до смерти «Философия бессознательного» Гартмана… — Труд немецкого философа Эдуарда Гартмана (1842—1906) «Философия бессознательного» вышел на немецком языке в 1869 г. и к 1923 г. выдержал двенадцать изданий. В России переводчиком-перелагателем книги стал А. А. Козлов (1831—1901): «Философия бессознательного Э. Ф. Гартмана» («Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного»). М., 1873. Т. 1; М., 1875. Т. 2. См.: Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. С. 61—62.
28   …поразил Погодина <…> от Паскаля до Адиссона. — Запись в дневнике М. П. Погодина за 1820 г.: «Ходил в деревню к Ф. И. Тютчеву, разговаривал с ним о немецкой, русской, французской литературе, о религии, о Моисее, о божественности Иисуса Христа, об авторах, писавших об этом: Виланде <…>, Лессинге, Шиллере, Аддисоне, Паскале, Руссо. <…> Еще разговаривали о бедности нашей в писателях. Что у нас есть? Какие книги имеем мы от наших богословов, философов, математиков, физиков, химиков, медиков? О препятствиях у нас к просвещению. — Тютчев прекрасный молодой человек!» (ЛН. 2, 10).
29   …политического джобертианства… — Джоберти Винченцо (1801— 1852) — итальянский философ, католический теолог, священник, автор трактатов «Теория сверхъестественного» (1838), «Введение в изучение философии» (1838—1840), «О философских заблуждениях Антонио Розмини» (1841), «Протология» (вышел в 1857). В молодости примыкал к революционной организации Мадзини, потом отошел к праволибераль-ному крылу национально-освободительного движения. См. докторскую диссертацию В. Ф. Эрна (1882—1912) «Философия Джоберти» (М., 1916) и его публикации: «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии» (опубл. 1916), «Основная мысль второй философии Джоберти» (опубл. 1916): Эрн В. Ф. Соч. М., 1991. С. 401—462.
30   …под несомненным впечатлением «Петербургских вечеров». — О связях де Местра с Тютчевым см. выше, примеч. 10 к настоящей статье. Сюжет ‘Чаадаев / де Местр’ прослежен множеством людей, писавших о «басманном отшельнике» (см., в частности: Петр Чаадаев: pro et contra. Антология / СПб., 1998, по указ.).
31   …он по преданию был обласкан самим Гёте… — Относительно этой легенды Д. Д. Благой еще в 1928 г. писал: «Мы имеем два разноречивых свидетельства: первое — сообщение Н. В. Гербеля (Русские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1888. С. 293), впоследствии повторенное В. Я. Брю-совым и П. В. Быковым, что Тютчев знал Гёте и был им “oбласкан”, второе — следующие строки из неизданного письма дочери поэта, Дарьи Федоровны, к сестре ее Екатерине Федоровне, от 9 сентября 1873 г.: “Клотильда мне пишет, что все письма Мальтица были сожжены, и она не помнит, был ли папа лично знаком с Гёте, умершим в [18]22 году в Веймаре, где папа не был”». И далее: «Очень вероятно, что приводимая Генрихом Гейне в рецензии на “Немецкую литературу” В. Менцеля острота одного иностранца насчет Гёте принадлежит Тютчеву. Тон остроты весьма напоминает известные образцы “Тютчевианы”». «Очень метко сравнил, — пишет Гейне, — один остроумный иностранец нашего Гёте со старым атаманом разбойников, который отказался от своего ремесла, ведет жизнь честного обывателя среди почтенных лиц маленького провинциального городка, старается исполнять до мельчайших подробностей все фактические добродетели и бывает охвачен тягостным смущением всякий раз, когда случайно встретит какого-нибудь беспутного парня из калабрий-ских лесов, которому было бы приятно возобновить с ним старые товарищеские отношения» (Гейне Генрих. ПСС. СПб.: Изд. Маркса, 1904. Т. IV. С. 462); см. также: Урания, 88—89).
Названы имена 1) баронессы Клотильды фон Мальтиц (урожд. графини Ботмер; 1809—1882) — сестры первой жены Тютчева, Элеоноры Ботмер; 2) барона Аполлония Петровича фон Мальтица (1795—1870) — русского посланника в Гааге и поверенного в делах в Мюнхене (сменил Тютчева в 1837 г. на посту первого секретаря русской миссии), немецкого поэта. Тютчев посвятил Мальтицу стихотворение «Nous avons pu tous deux fatiguеs du voyage…», 1838 (1966. 241, 412; перевод М. П. Кудинова: «Устали мы в пути и оба на мгновенье…»); Мальтиц, в свою очередь, переводил стихи Тютчева на немецкий язык; 3) Вольфганга Менцеля (1798— 1873) — немецкого писателя и критика, автора «Немецкой истории», 1827 (рус. пер. 1837—1838), подвергшегося после шельмования им писателей «Молодой Германии» заслуженным нападкам со стороны Л. Бёрне (Менцель-французоед. М., 1938), Г. Гейне (О доносчике // Гейне Г. ПСС: В 12 т. М.; Л., 1949. Т. 8) и В. Г. Белинского (Менцель, критик Гёте // Белинский В. Г. ПСС: В 15 т. М., 1953. Т. 3). См. также: Дурылин С. Русские писатели у Гёте в Веймаре // ЛН. 4—6; Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе. Л., 1937; Лежнев А. Тютчев, Гёте, Пушкин. Отрывок из спора // Лежнев А. Разговор в сердцах. М., 1930. С. 93—101; Осповат А. Л. 1) Тургенев и Шеллинг // Вопросы философии. 1988. № 7; 2) Из материалов для биографии Тютчева // Известия ОЛЯ АН СССР. М., 1986. Т. 45. № 4.
32   «Надо или склонить колени…» — См.: ЛН. 2, 37.
33   …когда, по слову Гейне, светлые храмы искусства и благородные дворцы здесь в отважном изобилии возникали из духа великого художника Кленце. — «Когда мы начинаем рассматривать творения нового времени, высящиеся рядом со старыми, то кажется, с головы нашей сняли тяжелый парик и сердце освободилось от стальных оков. Я имею в виду радостные, художественные храмы и благородные дворы, в дерзком изобилии возникающие из духа великого мастера — Кленце» (Гейне Г. Путешествие от Мюнхена до Генуи (1829) // Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1974. С. 627; впервые опубл. в «Современнике» (1859) в пер. М. Михайлова).
Кленце Лео, фон (1784—1864) — немецкий зодчий, определивший своими творениями архитектурный облик Мюнхена.
34   …жена Жуковского… — Елизавета Рейтерн (1821—1856) — дочь его друга, немецкого художника Гергардта Рейтерна (1794—1865), замужем за В. А. Жуковским с 1841 г.; от этого брака родились дочь Александра (1842—1899) и сын Павел (1845—1912).
35   …Тютчев перевел знаменитую гётевскую песнь Миньоны. — Тютчев стоит в длинном ряду переводчиков песни Миньоны из романа Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера», 1795—1796 (Ч. 3. Гл. 1) — «Ты знаешь край, где мирт и лавр растет…», 1851 (1966, 133).
Относительно упомянутого в сноске М. Н. Каткова следует сказать, что С. М. Сухотин в своих «Памятных тетрадях» (Русский архив. 1894. Кн. 1. № 1. С. 422; ср.: Мещерский В. П. Мои воспоминания. СПб., 1898. Ч. 2. С. 48) и Е. М. Феоктистов в своей книге «Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1846—1896» (Л., 1929. С. 124) свидетельствуют о расположении Тютчева к Каткову Михаилу Никифоровичу (1818/1817—1887) — публицисту и общественному деятелю, редактору «Московских ведомостей» (с 1850) и «Русского вестника» (с 1856).
36   …и как ужасно вечное восстание Робеспьера на Аполлона. — 7 мая (18 флореаля) Робеспьером декретом Конвента был введен государственный религиозный культ взамен культа Богини Разума. И все же культ Верховного Существа не выполнил предполагавшейся для него роли «позитивной религии» и прекратил свое существование с падением якобинской диктатуры в июне 1794 г.
37   Каким же образом этот идеолог контрреволюции, напоминающий Казота… — Возможно, имеется в виду «Пророчество Казота» (впервые опубл. 1806; рус. пер.: Вестник Европы. 1806. № 19). Казот Жак (Cazot-te; 1719—1792) — французский писатель-мистик, близкий ко двору Людовика XVI, оппонент просветительских инициатив Вольтера; автор романа «Влюбленный дьявол» (1772; рус. пер.: Северные записки. 1915. № 10— 12); казнен как роялист-заговорщик. В 1845 г. Ж. де Нерваль публикует эссе «Жак Казот» в качестве предисловия к роману. См.: Нерваль Ж. де. Мистические фрагменты. СПб., 2001. С. 226—280. По реплике комментаторов «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского за 1877 г.: «В 1806 г. в первом томе “Избранных и изданных посмертно сочинений” Ж.-Ф. Лагар-па (1739—1803) был опубликован рассказ о том, как в его присутствии французкий писатель Жак Казот <…> известный своим мистицизмом и принадлежавший к секте мартинистов, в начале 1788 г., во время оживленного застолья (вероятно, в доме герцога Наверне), когда зашел разговор о великом обновлении, которое принесет обществу революция, предсказал обществу участь ряда присутствовавших в период якобинского террора (Кондорсе, Шамфора, Бальи, Мальзерба и др.), гибель королевского дома и то, что король будет последним осужденным, к кому допустят священника. Достоверность рассказа Лагарпа не могла не казаться сомнительной хотя бы уже в силу исключительности сообщенного факта; когда же в 1817 г. был опубликован постскриптум Лагарпа, где говорилось, что вопрос о достоверности этого пророчества не слишком важен, потому что истинно необычайными и чудесными были сами события Французской революции, многие стали относиться к “Пророчеству Казо-та” как к несомненной мистификации. Тем не менее оно оставалось популярным и мнократно перепечатывалось. Высказывались суждения и о том, что в основе своей рассказ Лагарпа правдив. Так, Луи Фугье замечал: “Трудно поверить, чтоб вся эта история выдумана Лагарпом. <…> Можно допустить, что Казот, человек наблюдательный и умный, привыкший следить за событиями настоящего, чтобы вывести из них события будущего, однажды, когда он был возбужден сарказмами скептических остроумцев, которые его окружали, возвестил им авторитетным тоном о катастрофе, которая должна была тогда ему казаться весьма вероятной. В своих произведениях он неожиданно оказался более точным, чем сам это думал и, особенно, чем сам этого хотел” (Figuier L. Histoire du merveilleux dans les temps modernes. Paris, 1860. T. 4. P. 136—137). Чуждый мистике Ипполит Тэн, включив “Пророчество Казота” в первый том своего известного труда “Происхождение современной Франции”, <…> отмечал, что “заранее и само того не ведая, каждое поколение носит в себе свое будущее и свою историю; ему можно было бы предсказать свою участь задолго до исхода событий” (Тэн И. Происхождение общественного строя современной Франции. СПб., 1880. С. 552). См. также: Некоторые любопытные приключения и сны из древних и новых времен. М., 1829. С. 222—236; < …> Жирмунский В. М., Сегал Н. А. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г. Замок Оранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бэкфорд У. Войтек. Л., 1967. С. 263—264» (Достоевский. 25, 461—462). «Пророчество Казота» стало источником стихотворения М. Ю. Лермонтова «На буйном пиршестве задумчив он сидел…» (1839; в редакторcкой публикации в «Современнике» (1865. Т. 65. № 10. Отд. 1. С. 189) — под названием «Казот»; см. Лермонтовская Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1981. С. 329), эксплуатировался в беллетристике («Черная женщина» (1834) Н. Греча). М. Волошин в статье «Пророки и мстители. Предвестия великой революции» (Перевал. 1906. № 2) приводит текст «Пророчества Казота» и комментирует его (Волошин М. Лики творчества. Л., 1988. С. 198—205).
38 …восклицания Гамлета: «Король — паяц, укравший диадему»? — Гамлет. III, 3.
39   Перед нами все еще видение Езекииля: поле покрыто сплошь сухими костями. — «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи» (Иез 37: 1—2).
40   …Отрадно спать, отрадней камнем быть! — Этот фрагмент, слишком похожий в переводе Тютчева на эпитафию («Молчи, прошу, не смей меня будить…», 1855), Микельанджело сочинил в ответ «на стихи Строц-ци, навеянные знаменитым изваянием Ночи на саркофаге Юлиана Медичи во Флоренции. Восхищенный гениальным творением Микельанджело, Строцци писал, что стоит лишь разбудить Ночь, как она заговорит» (1966. 1, 407).
41   …застигнуты в пути «ночью Рима»… — Тютчевская аллюзия («Цицерон», не позднее 1830) на слова Цицерона в диалоге «Брут, или Диалог о знаменитых ораторах», XCVI, 330): «Скорблю, что я, вступивши в жизни, как бы в дорогу, с некоторым опозданием, погрузился в эту ночь республики» (1966. 2, 349).
42   …шаткое здание политической современности. — Здесь Л. Гроссман противоречит сам себе: у Тютчева есть вполне осознанная и вполне романтическая эстетика истории, т. е. зрелищно-драматическое переживание прошлого. См. вступительную статью к Антологии, а также: Ису-пов К. Г. Философия и эстетика истории Тютчева // Проблемы романтизма. Тверь, 1990. С. 109—120.
43   …с глобусом и циркулем в руках… — Урания, муза астрономии, одна из девяти рожденных Мнемозиной от Зевса в Пиэрии у Олимпа.
44   …дрезденских баррикад… — Видимо, имеется в виду фреска Микельанджело Буонаротти (1475—1546) в Сикстинской капелле «Страшный суд» (1436—1441); упомянута Третья («Героическая») симфония Людвига ван Бетховена (1770—1827). Немецкий композитор и драматург, философ Рихард Вагнер (1813—1883) участвовал в Дрезденском восстании 1889 г., после чего, с поражением революции, бежал в Швейцарию, где написал основные теоретические работы: «Искусство и революция» (1849; рус. пер. 1918), «Художественное произведение будущего» (1849; рус. пер. — Русская музыкальная газета. 1897. № 13; 1898. № 1, 3, 10), «Опера и драма» (1852; рус. пер. 1906). См.: Друскин М. С. Вагнер // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973. Т. 1. Стлб. 636—647).
45   А эта, за ней <…> — лорд Гренвиль. — Грэнвилль Антон, сын лорда-президента совета графа Джорджа Грэнвилля, чрезвычайного посла Англии на коронации Александра II.
Князь Эстергази — не князь, но граф Эстергази-Галанта Георг (1809—1856), секретарь австрийского посольства в Петербурге в 1844— 1845 гг., посланник в Карлсруэ в 1846—1847 гг., приятель Тютчева.
Принц де Линь — Линь Шарль-Жозеф (1735—1814) — принц; бельгийский политический деятель и писатель.
46   Подумать только: Иван Грозный и старуха Разумовская! — Из письма Э. Ф. Тютчевой от 9 сентября 1856 г. (1980. 2, 180). Разумовская Мария Григорьевна (урожд. княжна Вяземская; 1772—1865) — графиня; в первом браке за кн. А. И. Голицыным, во втором (с 1902) за генерал-майором Львом Кирилловичем Разумовским (1757—1818).
47 Он прозревал конечные сроки исторических путей. — Отточенную формулировку провидческий дар Тютчева получил в книге В. В. Кожи-нова: «Уже в тридцатых годах Тютчев, с поистине гениальной прозорливостью, можно прямо сказать — пророчески, — понял, что впереди — неизбежная схватка с Западом. Когда Крымская война началась, Тютчев писал (1 и 23 ноября 1853 г.) Эрнестине Федоровне: “Я был, кажется, одним из самых первых, видевших приближение и рост этого страшного кризиса…” И уточнил в письме от 18 августа того же года: “Более пятнадцати лет я постепенно предвидел эту страшную катастрофу”. <…> Тютчев в данном отношении вообще был единственным (он говорил о себе: “Я задыхаюсь от своего собственного ясновидения”)» (Кожинов, 239— 240). См.: «Бедный отец в отчаянии, ему выпала роль Кассандры этой войны. Своим ясным и тонким умом он предвидит все бедствия, которые являются последствием нашей глупости, и имеет огорчение видеть, как его предвидения сбываются» (Тютчев, 145). Косвенно вера в возможность объективного прогноза связалась в бытовом поведении Тютчева с увлечением спиритическим столоверчением (Тютчев, 128, 135). Правда, у В. Ходасевича и В. Плетнева на этот счет было другое мнение; см. комментарий к их статьям. В Антологии помещено эссе Г. В. Флоровского, название которого акцентирует профетический контекст: «Исторические прозрения Тютчева». Ср.: Новикова Т. В. «Магическое провидение»: Тютчев и Пастернак //Скафтымовские чтения. Саратов, 1993. С. 34—48.

* Я особенно настаиваю на этом обстоятельстве. В Тютчеве резко обозначились две стороны: скептицизм, вольтерьянство и вместе с тем религиозность, чтобы не сказать мистицизм. Эта вторая сторона проявлялась в нем внезапно (подобно взрыву, если можно так выразиться) под влиянием великих политических и социальных потрясений, свидетелями которых мы были в 1830, 1848, 1870 и 1871 гг. В эти моменты он являл собой вдохновенного пророка. — Примеч. К. Пфеффеля.
Скачать
Христианнейший поэт ХХ века

Христианнейший поэт ХХ века

Столица Л. Н.
Блок А.
Публикации
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Амфитеатров А. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

Кранихфельд В. П.
Публикации
M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

Овсянико-Куликовский Д. Н.
Публикации
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 97
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец