Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Поэзия Ф. И.Тютчева

Поэзия Ф. И.Тютчева

Печатается   по   первопубликации:   Вестник   Европы.   1895.   № 4. С. 735—752.

Примечания:

1  Он известен только по имени да по двум-трем <…> стихотворениям, <…> положенным на музыку. — Впечатляющую статистику освоения наследия Тютчева композиторами приводит С. Дурылин в статье 1928 г.: «На последние 30 лет падает 88% всех сочинений, внушенных Тютчевым, а лишь 12% приходится на предшествовавшие 75 лет. <…> Всего Тютчевым внушено 127 музыкальных произведений, написанных 34 композиторами. В это число входит 123 вокальных произведения (90 — для 1 голоса, 1 — дуэт, 4 — терцета, 1 — квартет и 27 хоров), 2 произведения для фортепьяно, 1 — для скрипки и фортепьяно и 1 — для оркестра. <…> По количеству написанных на слова Тютчева произведений композиторы идут в убывающем порядке: 1) Н. Н. Черепнин — 15, 2) Н. К. Метнер — 14, 3) Г. Л. Катуар — 13, 4) В. А. Золотарев — 8, 5) С. И. Танеев и А. Б. Гольденвейзер — по 7, 6) С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, Н. Мясковский, П. И. Васильев — по 5, 7) Анцев — 4, 8) П. И. Чайковский, Д. Столыпин, В. Щербачев — по 3, 9) Ц. А. Кюи, Р. М. Глиэр, Акименко, Лисовский, Вал. Рамм, М. А. Сабанина, Н. Соколов — по 2 и 10) по 1 — Э. Ф. Направник, Ф. Блуменфельд, В. И. Поль, Ф. Лавшек, А. Нарышкин, Е. Жадовская, И. Сац, Э. А. Купер, кн. Е. Кочубей, Виноградов» (Ду-рылин Сергей. Тютчев в музыке // Урания, 277, 279). См.: Благой Д. Д. Тютчев в музыке // ЛН. 2, 548—594; Библиографию музыкальных произведений на слова Тютчева (сост. Н. Н. Грамолина) см.: 1966. 2, 476—494.
2  Я часто слыхал восторженные отзывы <…> более двадцати лет с его смерти. — Упомянутые Соловьевым писатели выступали и печатно: см. публикуемые в Антологии отзывы А. А. Фета (О стихотворениях Ф. Тютчева // Русское слово. 1859. Февр. С. 63—84), И. С. Тургенева (Несколько слов о стихотворениях Тютчева, 1854); см. также реплики Ап. Григорьева (Русское слово. 1859. № 6. Июнь. Отд. 2. С. 15) и множество суждений Л. Н. Толстого, обобщенных в статье Д. Д. Благого «Читатель Тютчева — Лев Толстой» (Урания, 224—256). См.: Апостолов Н. Н. А. А. Фет и Ф. И. Тютчев в оценке Л. Н. Толстого // Апостолов Н. Н. Лев Толстой и его спутники. М., 1928. С. 156—170; Гудзий Н. К. Толстой о русской литературе // Эстетика Льва Толстого / Ред. П. Н. Сакулин. М., 1929. С. 192, 194—196, 199—200, 204, 218, 231, 238; Кожинов, 450— 452.
3  …непосредственным впечатленьям природной красоты. — В области эстетики В. Соловьев, говоря на жаргоне не слишком давно отгремевших споров «природников» и «общественников», ближе, скорее, к первым, чем ко вторым. Это видно уже из «Чтений о Богочеловечестве» (1878). В статье «Красота в природе» (1889) Соловьев охотно рассуждает о минералах и растениях, рыбах и червях, перемежая примеры из Дарвина с цитатами из Тютчева. В этом мире природной красоты, выступающей в формах целесообразности и физического благоустройства, есть что и кто угодно, кроме человеческой личности. Органическая красота Соловьева над- и внечеловечна, так что внешне эффектная формула, которой заканчивается трактат («Как человеческое самосознание относится к самочувствию животного, так красота в искусстве относится к природной красоте» (Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 389). Далее указываем в скобках том и стр. этого издания), остается пустой претензией на пер-сонологию. См. также его статьи «Общий смысл искусства» (1890) и «Первые шаги положительной эстетики» (1894).
4   Бернар Клод (1813—1878) — французский физиолог; его «Курс общей физиологии» вышел на русском языке в 1878 г. Для Достоевского выражение «Бернары» стало обобщенным символом заземленно-эмпири-ческого взгляда на человека и его судьбу.
5   …когда прекрасное он сознательно принимал и утверждал не как вымысел, а как предметную истину, и, чувствуя жизнь природы и душу мира, был убежден в действительности того, что чувствовал. — Соловьев утверждает идею, для своей эпохи сенсационную, а именно: знание, добытое поэтическим ви´дением, гносеологически равномощно всей продуктивной способности научно-опытного познавания и его результатам. Отсюда это диковинное соседство терминов из обихода позитивистов, вроде «предметной истины» (т. е. истины, предъявленной непосредственному чувствованию как самоочевидность) и столь любимой Соловьевым метафизической метафоры ‘Душа Мира’, которая трактуется то как просто «природа» («Душа мира или природа»: 2, 388), то — в духе Гегеля как «имманентная сила абсолютной идеи, движущей мировым процессом» (2, 439), то как иное имя для платоновского Эрота (2, 622), то как София (инаковость Абсолютного, или принцип попечительного присутствия Божественной Премудрости в мировом Целом).
6   …он прославляет душу мира и жизнь природы. — Упомянут фило-софско-лирический цикл Гете «Бог и мир» (1802—1829).
7   Конечно, Тютчев не рисовал… — Упомянутое ниже стихотворение Гете «Душа мира» («Рассейтесь вы везде под небосклоном…», 1802) С. Соловьев перевел на русский язык.
8   Эта строка цитируемого стихотворения «День и ночь» (1839; курсив В. Соловьева) читается иначе: «Сорвав, отбрасывает прочь.» (1966. 1, 98).
9   И для красоты вовсе не нужно, чтобы темная сила была уничтожена <…> не упраздняя ее свободу и противоборство. — Читателям Соловьева весьма импонировала эта мысль о свободе тьмы как об онтологической необходимости: она, эта мысль, отвечала той апофатической теодицее, на которой строилась новая апокалиптика Серебряного века (например, бер-дяевская). Соответственно, вслед за Соловьевым, авторы начала ХХ в., читатели Тютчева, с особенным трепетом вслушивались в тютчевско-соло-вьевские артикуляции тем хаоса, бури и непокоя, страха и трепета, раз-верзания бездны в ночи и в поэтические проработки иных апокалиптических концептов мистерийной картины мира.
10   Второй стих стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865) читается иначе: «Здесь лучезарно, там сизо-темно…» (1966. 1, 195).
11   Последний стих цитируемого стихотворения «Святая ночь на небосклон взошла…» (1848—1850) читается иначе: «Он узнает наследье родовое» (1966. 1, 118).
12   Эта злая и горькая жизнь любви убивает и губит… — Тютчевский фразеологизм «злая жизнь» из стихотворения «Итальянская villa» (1937) остался запечатленным в памяти наследников Серебряного века (ср. ниже: «“Злая жизнь”, превращающая саму любовь в роковую борьбу…»). См.: Ильин В. Н. Бунин и злая жизнь//Возрождение. 1969. №216. С. 77—89. Комментирует это выражение и Д. Мережковский в републи-куемой в Антологии статье.
13   …я должен быть не сверхчеловеком, а только совершенным человеком…— Ср. соловьевскую статью «Идея сверхчеловека», 1899 (2, 626— 634) и эссе Н. Ф. Федорова. «Сверхчеловечество как порок и как добродетель» (Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 357—358).
14   Так, ты жилище двух миров… — Не слишком ясно, опечатка перед нами или вопиющая невосприимчивость к контексту редакторов публикации. У Тютчева в стихотворении «О, вещая душа моя!» (1855), не имеющего вариантов, эта строка звучит иначе: «Так, ты — жилица двух миров» (1966. 1, 163). Таким образом, в соловьевской цитации образ души экстравертной (она— «жилица» —живет в двух и более мирах) превратился в образ души интровертной (в ней — в «жилище» — живет два и более мира).
Впрочем, в соответствии с тютчевской формулой «все во мне, и я во всем», обе трактовки души, вероятно, устроили бы и автора текста, и изобретателя опечатки. Сохраняют ошибочную цитацию и А. Л. Волынский в своем комментарии соловьевского прочтения Тютчева («Борьба за идеализм» («Философия и поэзия»), 1900), и Г. Горнфельд («На пороге двойного бытия», 1903), и Вяч. Иванов («Заветы символизма», 1910); см. в Антологии републикации этих работ.
15   …душа человеческая по природе христианка… — утверждение раннехристианского теолога и писателя Квинта Септимия Флоренса Тертул-лиана (ок. 160 — после 220): «O testimonium animae naturaliter Christia-nae» (Apologeticus, XVII).
16   …объединить все человечество. — Еще один момент, благодаря которому статья Соловьева о Тютчеве оказалась конспектом и проектом будущего симпатического освоения наследия поэта золотого века веком Серебряным: Соловьев усиливает историософский мессианизм Тютчева в контексте собственной концепции Всеединства и экуменической утопии. См. републикуемые в Антологии тексты о. Георгия Флоровского: «Исторические прозрения Тютчева» (1924) и «Тютчев и Вл. Соловьев» (1933).
Как известно, Тютчев глубоко повлиял на Соловьева не только как политический писатель, но и как поэт-метафизик См.: Шмонина М. «Тютчевский» пласт в лирике Вл. Соловьева//Русская филология. Тарту, 1990. № 10. С. 70—78; Гиршман М., Грувер Ю., Юдаева Т. Вл. Соловьев о художественном времени в поэзии Ф. И. Тютчева // Эстетический дискурс. Новосибирск, 1991. С. 35—43; Селезнев А. И. Поэзия Ф. И. Тютчева в интерпретации В. С. Соловьева // Книга и печатное дело. Сб. трудов. СПб., 1999. С. 101—115.

Скачать
Христианнейший поэт ХХ века

Христианнейший поэт ХХ века

Столица Л. Н.
Блок А.
Публикации
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Амфитеатров А. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

Кранихфельд В. П.
Публикации
M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

Овсянико-Куликовский Д. Н.
Публикации
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 97
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец