Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Мутные лики

Мутные лики

Впервые: София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Т. 1. Берлин: Обелиск, 1923. С. 155—160. Перепечатано в кн.: Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Вступ. статья, составление, примечания Р. А. Гальцевой. М., 1994. Т. 2. С. 447—455.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948, Кламар, под Парижем)—философ, публицист, литератор, общественный деятель, ключевая фигура эпохи русского религиозного возрождения, несколько лет председательствовал на собраниях Башни Вяч. Иванова, участник сборника «Вехи» (М., 1909, ст. «Философская истина и интеллигентская правда»). Одна из главных книг—«Смысл творчества. Оправдание человека» (1916), основатель Вольной академии духовной культуры (1918— 1919). В 1918 г. одновременно с М. Осоргиным избран вицепредседателем Всероссийского союза писателей. В 1922 г. выслан из России на «философском пароходе». До середины 1924 г. жил в Берлине, где учредил Русский научный институт, в котором профессорствовал И. А. Ильин. С осени 1924 г. жил во Франции, много печатался, создал и возглавил журнал «Путь», выступал с лекциями, развивал идеи экзистенциалистской мета физики («Философия свободного духа», 1927). В России, в интеллектуальной среде, особый интерес вызвала его книга «Самопознание: Опыт философской автобиографии» (Париж, 1949). Развитые в книге идеи оказались близки и созвучны Ахматовой в годы работы над «Поэмой без героя», которая была ее художественным самопознанием, о чем свидетельствуют и маргиналии в записных книжках. Ахматова замечает: «…очень многое, о чем пишет Бердяев, “двоится”, “троится” в моей поэме, там передано чтото, м. б. даже главное» (ЗК. С. 153). Одна из центральных философских идей «Поэмы без героя», идея «двойничества» накладывается, как говорила Ахматова, на суждения Бердяева: «…я очень скоро почувствовал, что в петербургском воздухе того времени были ядовитые испарения. Было чтото двоящееся, были люди с двоящимися мыслями. Не было волевого выбора. Повсюду разлита была нездоровая мистическая чувственность, которой раньше в России не было» (Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. С. 142).
Скачать
Христианнейший поэт ХХ века

Христианнейший поэт ХХ века

Столица Л. Н.
Блок А.
Публикации
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Амфитеатров А. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

Кранихфельд В. П.
Публикации
M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

Овсянико-Куликовский Д. Н.
Публикации
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 97
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец