Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и XIX век / Русский человек на rendez-vous

Русский человек на rendez-vous

Впервые: Атеней. 1858. № 18. С. … Печатается по: Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : В 15 т. М., 1950. Т. 5. С. 156 - 174.

Статья, написанная как отклик на повесть И. С. Тургенева «Ася» (Современник. 1858. № 1), представляет собой пример использования образов художественного произведения в публицистике революционных демократов. Текст имеет не столько литературно-критический, сколько общественно-политический характер. Один из первых русских марксистов Г. В. Плеханов писал об этой статье, что ему «никогда не случалось читать такой злой и вместе до такой степени меткой характеристики российского либерализма» (Плеханов Г. В. Сочинения. М., 1925. Т. 5. С. 85).
С критикой понимания Чернышевским роли «лишнего человека» в русском обществе выступил  П. В. Анненков в статье «Литературный тип слабого человека. По поводу тургеневской „Аси“» (Атеней. 1858. № 32. Ч. 4. С. 322 — 350). Как и Чернышевский, Анненков считает, что образ слабого человека действительно отражает распространенный в обществе тип характера и поведения, оценивать этого человека нужно совершенно иначе. Отметив, что встреча героини с противоположным типом человека («цельным» русским характером), запечатленным в современной литературе, в частности, в образах «самодуров» Островского, принесла бы Асе «ужасающий урок», критик утверждает, что «слабый характер» - «есть  единственный нравственный тип, как в современной нам жизни, так и в отражении ее - текущей литературе». Такой герой «при всех своих недостатках, сберегает одно сокровище - понимание нравственной своей бедности». Различая «первообраз “слабого” характера» в жизни и его изображение в литературе, Анненков пишет, что в реальной действительности «слабый характер» - это мыслитель и просветитель, который «прежде всего разбудил в себе и других стремление поставить науку и мысль законами для собственного существования», именно этот характер «образовал как лучших писателей наших, так и лучших гражданских деятелей».  «Слабый человек» совсем не бесполезен в обществе, он нашел себе сферу  деятельности – быть «руководителем мнений». Литературный же тип «слабого человека» - «тот же самый характер … но с чертами загрубенья и паденья, которые должен он был получить при переходе своем в толпу», но только среди таких людей «и сберегается еще настоящая, живая мысль, отвечающая нуждам современного образования». По мнению Анненкова, «единственный подвиг нашей современности есть честный труд, основанный на нравственных убеждениях», «единственная доблесть ее состоит в воспитании человека и укреплении его в идеях долга», и орудием этой современной работы является так называемый «слабый человек» (Анненков П. В. Критические очерки. СПб., 2000. С. 152 - 178).
Скачать
Кружки западников и славнофилов ч. 2

Кружки западников и славнофилов ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Кружок Н. В. Станкевича ч. 2

Герцен А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Салон Е. М. Хитрово ч. 2

Вяземский П. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Салон Е. А. Карамзиной ч. 3

Тютчева А. Ф.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Салон Е. А. Карамзиной ч. 2

Соллогуб В. А.
Салоны и кружки
Публикации
Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Салон Зинаинды Волконской ч. 2

Шевырев С. П.
Салоны и кружки
Публикации
Дружеское литературное общество ч. 2

Дружеское литературное общество ч. 2

Тургенев А. И.
Салоны и кружки
Публикации
Арзамас ч. 3

Арзамас ч. 3

Блудова А. Д.
Салоны и кружки
Публикации
Новости 1 - 8 из 145
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец