Философская и литературоведческая рефлексия
русской классической литературы
в отечественной и зарубежной мысли.
Выполняется при поддержке РГНФ
Проект № 15-33-11007
Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Русская классика и Серебряный век / Космическое чувство в поэзии Тютчева

Космическое чувство в поэзии Тютчева

Печатается по первопубликации: Русская мысль. 1913. № 11. С. 1— 31; перепечатано в кн.: Франк С. Живое знание. Берлин, 1923. С.201—264.

Примечания:

1  …по гениальному сравнению Платона, только мостки… — Согласно Платону, поэт и поэзия призваны к описанию существующего, т. е. истинного (Ion. 534b), и творят образы истины из мифов, а не из разума (Phaed. 61b). См.: Лосев А. Ф. История антчиной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С. 64.
2  …невыразимое целое… — С. Франк в позднейшей книге «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939; М., 1990) применил эти космологические метафоры для разработки экзистенциалистской концепции религиозного опыта. При этом цитаты из Тютчева выполняют в книге Франка аргументивную, а не просто иллюстративную функцию: «Реальность в ее полноте <…> всегда шире “действительности”. Вместе с поэтом мы можем сказать:
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами. Континенты, твердая почва — это есть “действительность”; океан же, со всех сторон объемлющий земной шар, это — “сны”, явления “субъективного порядка”, которые, однако, есть, принадлежат к реальности, хотя и не входят в состав действительности» (Франк С. Л. Соч. М., 1990. С. 259). Подробнее о понятии «реальности» в смысле С. Франка см.: Франк С. Л. 1) Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб., 1995; 2) Реальность и человек. СПб., 1997.
3  В формуле пантеизма… — Соображения Франка о пантеизме и Тютчеве контрастно перекликаются с выводами Ап. Григорьева: «Я сказал уже, что некоторого рода пантеистическое созерцание подчиненное, тяготеет над отношением к природе великорусской, но это подчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особенную красоту и прелесть, дает 1) подметку тонких, почти неуловимых черт природы; 2) полнейшее,   почти   непосредственное   слияние   с   нею   и,   наконец,
3) в Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубины философского созерцания, до одухотворения природы: “Не то, что мните вы, природа, / Не слепок, не бездушный лик: / В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык”» (Григорьев Ап. Эстетика и критика. М., 1980. С. 128).
4 …подобному воззрениям Якоба Бёме и Шеллинга… — Специальное внимание Тютчева к Якобу Бёме засвидетельствовано небольшим стихотворным переводом, сделанным по просьбе гр. Д. Н. Блудова (ЛН. 1, 178). См.: С. П-в [П. П. Смирнов-Платонов]. Русские переводы Якоба Бёме // Библиогр. записки. 1858. № 5. С. 130—137.
Отзывы Шеллинга о Тютчеве относятся лишь к 1829 г.: см. письма Петра Киреевского брату Ивану Киреевскому от 12/24 сентября и 7/19 октября 1829, а также родным в Москву от октября 1929 // Русский архив, 1905. Кн. 2. № 5. С. 121 и 125; Московский вестник. 1830. Ч. 1. № 1. С. 119. Тютчев передал Шеллингу только что изданные тетради лекций «Введение в историю философии» Виктора Кузена (1792—1867), о чем Шеллинг сообшил в письме автору, а позже написал к «Введению» предисловие (ЛН. 2, 92). В «Дневнике» «почтовой лошади» Александра Ивановича Тургенева (1784—1845; кличка придумана Тютчевым) в мюнхенской записи от 31 июля 1832 г.: «Тютчев пришел ко мне, и мы проболтали о Шеллинге и пр.; образованный русский, много читал и хорошо говорит. <…> Мы с Шеллингом возвратились в город. <…> Шел<лингу> и мне хотелось отдохнуть, но у меня в 9 час<ов> был еще в виду другой вечер, у Тютчева <…>» (ЛН. 2, 73). См. там же записи от 27 марта 1834 г.: «Был у Шеллинга; он накануне читал речь в Акад<емии> наук, говорил о кончине Шлейермахера, как в 1832 — о кончине Гёте» (С. 73; речь «На смерть Гёте» Шеллинг произнес в Баварской Академии наук 28 марта 1832 г.); от 11 апреля 1834 г.: «<…> Гулял под аркадами с Тютчевым и Шеллингом, разговаривая о безбожии Гегеля, о его оеuvres posthumes (посмертных сочинениях <фр. > — Ред.); о бессмертии души (о котором слышал в Берлине его публичную лекцию), о его антихристианстве, в котором не сознавался, так как и его последователи <…>» (С. 78). См. источники прямого шеллингианского влияния на русских мыслителей чаа-даевско-тютчевской эпохи (о знакомстве П. Чаадаева с Шеллингом в августе 1825 г. в Карлсбаде: Бобров Е. Шеллинг и Чаадаев // Бобров Е. Философия в России. Казань, 1901. Вып. 1. С. 1—17); Боткин В. П. Германская литература // Отечеств. записки. 1843. Т. 26. № 1—2. Отд. 7. C. 1—4 (то же: Боткин В. П. Соч. СПб., 1891. С. 255—275; здесь частично переведена, а частично пересказана статья Ф. Энгельса «Шеллинг и откровение»); Велланский Д. Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. СПб., 1812; Гавриил, архим. (В. Н. Вознесенский). История философии: В 6 частях. Казань, 1839. Ч. 4. Система отрешенного тождества Шеллинга; Галич А. История философских систем по иностранным руководствам. СПб., 1819. Ч. 2. С. 256—299; Голубинский Ф. А. Лекции по философии: В 4 выпусках. М., 1884. Вып. 3. С. 430; Вып. 4. С. 12; Давыдов И. И. Возможна ли у нас германская философия? // Москвитянин. 1841. Ч. 2. № 4. С. 385—401; Катков М. Н. 1) Вердер о Шеллинге // Отечественные записки. 1841. Т. 16. С. 11—116; 2) Первая лекция Шеллинга в Берлине 15 ноября 1841 г. // Отечественные записки. 1841. Т. 20. № 2. Отд. 8. Смесь. С. 65—70; Кедров И. Опыт философии природы. СПб., 1838. С. 8—41; Киреевский П.В. О Шеллинге//Московский вестник. 1830. № 1; Киреевский И. Речь Шеллинга//Собр. соч. / Ред. М. О. Гер-шензон. Т. 1. С. 93—103; Мельгунов Н.А. Шеллинг. Из путевых записок // Отечественные записки. 1839. Т. 3. № 5. С. 112—128; Одоевский В. Ф. Беседа с Шеллингом/ Публ. М. И. Медового//Писатель и жизнь. М., 1978. С. 176—177; Павлов Н. Философия трансцендентальная и натуральная//Атеней. М., 1830. Ч. 1. С. 386—388; Сенковский О. И. Германская философия//Библиотека для чтения. СПб., 1835. Т. 9. Ч. 2. № 16. С. 83—116; Снядецкий Я. Нечто о разных толках германской философии // Вестник Европы. 1817. № 20. С. 255—260, 262; Я, лекция Шеллинговой философии//Сын Отечества и Северный архив. 1829. № 15; Письмо читателя «Сына Отечества» П. Коврижкина… // Там же. 1830. № 9.
Эта тема в исследованиях историков эпохи: Дурылин С. Русские писатели у Гёте в Веймаре // ЛН. 4—6; Гулыга А. В. В. Соловьев и Шеллинг//Историко-философский ежегодник’1987. М., 1987. С. 266—271 (Здесь же статья В.Соловьева «Свобода и зло в философии Шеллинга»: С. 271—278); Сахаров В. И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе//Контекст-1977. М., 1978. С. 210—226. К. В. Пигарев сообщал о хранящейся в мурановском архиве работе П. С. Попова «Тютчев и Шеллинг» (Пигарев, 58; прим. 35). См. коллективную монографию: Философия Шеллинга в России / Ред. В. Ф. Пустарнаков. СПб., 1998. Наиболее полным и компетентным аналитическим обзором остается обширная работа В. Н. Топорова «Заметки о поэзии Тютчева (Еще раз о связях с немецким романтизмом и шеллингианством)» (Тютчевский сборник. Таллинн, 1990. С. 32—107).
5 На лице Спинозы <…> высшее начало бытия. — См. работы Франка о пантеизме Спинозы: «Основная идея философии Спинозы» (Путь. [Париж,] 1933. № 37. С. 61—67), «Учение Синозы об атрибуциях» (Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 114. С. 523—567). См. также: Соколов В. В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии // Филос. науки. М., 1960. № 4.

Скачать
Христианнейший поэт ХХ века

Христианнейший поэт ХХ века

Столица Л. Н.
Блок А.
Публикации
Мысли о литературе. II. Письма

Мысли о литературе. II. Письма

Розанов В. В.
Публикации
Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Мысли о литературе. I. Книги и статьи

Розанов В. В.
Публикации
Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Михаил Евграфович Салтыков (26 января 1826 г. — 27 апреля 1889 г.)

Амфитеатров А. В.
Публикации
История русской общественной мысли <Фрагмент>

История русской общественной мысли <Фрагмент>

Иванов-Разумник Р. В.
Публикации
M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Н. Щедрин). Опыт литературной характеристики. «История одного города». <Фрагменты>

Кранихфельд В. П.
Публикации
M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

M. Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х гг. <Фрагменты>

Овсянико-Куликовский Д. Н.
Публикации
Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин

Айхенвальд Ю. И.
Публикации
Новости 1 - 8 из 97
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец